Артель художников - иконописцев

 

Главная

Услуги артели

2.gif Галерея работ

2.gif Библиотека

2.gif Новости православия

2.gif Реквизиты

 

« 1 2 3 (4) 5 6 7 ... 118 »
Роспись храма - новости православного мира. : ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН ОСВЯТИЛ ЧАСОВНЮ В МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ МИЛОСЕРДИЯ
в 04/08/2016 10:42:15 (1185 прочтений)

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил освящение часовни на территории Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. В честь праздника по окончании водосвятного молебна присутствующие получили возможность приложиться к святыне ставропигиального монастыря — полумантии (часть церковного облачения) преподобного Серафима Саровского, сообщает официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.
Освященная епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном часовня во имя преподобного Серафима Саровского является одной из первых построек знаменитого архитектора Александра Щусева на территории обители.
В 1909 года на приобретенном Великой княгиней Елисаветой Феодоровной владении были выстроены угловая сторожка с часовней, возле которой проходил молебен 1 августа, прилегающая к ней ограда с парадными воротами и южное прясло стены с фонтаном. Вместе с храмом Покрова Богородицы они составили единый ансамбль, сочетающий художественные приемы модерна и элементы форм новгородско-псковского зодчества.
После ареста в 1918 году настоятельницы, святой Елисаветы, обитель просуществовала до 1926 года. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна.
После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х годах работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.
Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 году, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря в конце 2006 года.

Роспись храма - новости православного мира. : НА ВАЛААМЕ ПРОШЕЛ ФЕСТИВАЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕНИЯ «ПРОСВЕТИТЕЛЬ»
в 04/08/2016 10:40:34 (1203 прочтений)

На Валааме прошел II Международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения «Просветитель». На него съехались исполнители духовной музыки из семи стран, сообщает Благовест-инфо.
Когда-то схиархимандрит Серафим был четырехкратным чемпионом Грузии по восточной борьбе и обладателем черного пояса. Сейчас его жизнь — маленький монастырь в ассирийском селе Канда в 25 километрах от Тбилиси. Правда, послушать схиархимандрита приезжают со всего мира. Он известен тем, что служит литургию на арамейском языке — том самом, древнем, мертвом сейчас языке, на котором говорил Христос.
Земной успех — не удел монахов. Но выступление схиархимандрита Серафима — пение, похожее и на молитву, и на плач одновременно, стало сенсацией на фестивале духовного пения «Просветитель».
Епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, признается: его особенно тронуло это выступление.
Сам владыка не чужд музыке — когда-то пел в регентском хоре, иногда поет и сейчас. Учреждение фестиваля духовной музыки на Валааме он объясняет так: «Мы стремимся к тому, чтобы Валаам стал духовно-просветительским центром.
...Еще несколько лет назад на месте певческого поля на Валааме был пустырь. Сегодня фестиваль — гордость местных жителей и предмет особого интереса многочисленных паломников. Многие в этом году приехали специально "послушать, как поют монахи"»
Но поют не только монахи. Среди 250 исполнителей, съехавшихся на остров, — вполне светский хор мальчиков Московского хорового училища им. Свешникова, коллективы и исполнители из России, Румынии, Болгарии, Ливана, Греции, Армении, Грузии. По понятным причинам не смогли приехать на фестиваль коллективы из Сирии и Украины.
Художественный руководитель фестиваля — дирижер Филипп Чижевский, создатель и руководитель ансамбля Questa Musica, приглашенный дирижер Большого театра. Он объясняет задачу фестиваля «Просветитель»: «Интерес к духовной музыке с каждым годом только возрастает, но, к сожалению, утеряно отношение к ней как к пласту профессиональной музыкальной культуры. Наша задача возродить исполнительство духовной музыки».
Самые древние традиции, конечно, у Армении, которая в 301 году стала первым христианским государством в мире. Молодежный хор «Спегани» (по-русски — «бальзам для души») исполнял духовные песнопения V и XIII веков. А начинался хор с того, что объединил музыкой детей участников карабахской войны, рассказывает худрук и дирижер хора Сарина Автандилян.
— Это мой первый приезд на Валаам. Может быть, наивно так думать, но я убеждена, что чем больше людей вокруг любит музыку, тем меньше риска развязывания новых войн.
Участие Московского хорового училища в фестивале не случайно. Сам Александр Васильевич Свешников был регентом. Именно он хранил традиции русского церковного пения в те трудные годы, когда начались гонения на православную церковь. И передавал эти традиции воспитанникам созданного им в 1944-м году хорового училища.
На вопрос о волнении перед выступлением юный солист хора Свешникова опускает глаза:
— Да что там? Привыкли.
Юноша кокетничает. Волнение проявилось на репетиции, когда мальчишки неуклюже сгрудились на сцене.
— Вы эффектные парни! Но как вы выходите? Ручеек! — командует режиссер-постановщик Анастасия Голуб.
Наконец ручеек обретает стройность и запевает: «Вижу горы и долины...»
В обычной жизни ангелоголосые отроки ничем не отличаются от своих сверстников. Терзаются думами о наболевшем: гаджеты, завтрак, вай-фай. О музыкальном будущем загадывать пока рано, хотя некоторые уже определились, как 14-летний Серафим. Светловолосому мальчику, сыну священника, удивительно подходит его имя.
— Отдать меня в хор решили родители, когда мне было 7 лет. Но я не жалею. Я пел, увлекался дирижированием еще в детском саду. Моя бабушка училась в Консерватории, папа — тоже. Он большой музыкант! Богослужебное пение ответственно, красиво, увлекательно, — не по годам строго рассуждает юноша и признается: — Слушаю современную классику, джаз, когда хочется отдохнуть от... внешнего мира. Иногда хип-хоп. Будущее связываю с музыкой. Вариантов много. Не знаю, как смутирую... Мне очень нравятся песни Александры Пахмутовой.
...В хоре Валаамского монастыря из 16 человек почти половина — солисты с редкими голосами (от басов-профундо до контратеноров). Концерты коллектива проходят с большим успехом. Алексей Жуков руководит хором 11 лет и просит не путать его коллектив и хор братии монастыря — тот, понятно, поет только на монастырских службах. Когда начало возрождаться монастырское пение на Валааме, братья решили: раз мы на Валааме, должны петь по-валаамски. Руководством для них стал сохранившийся экземпляр валаамского «Обихода», изданный в 1902 году, в котором собран весь годовой круг богослужебного пения.
Еще одним открытием фестиваля стала греческая монахиня Мариам Скорда — она поет в старинной греческой манере. В Сети ее записей много, но связаться с Мариам устроителям фестиваля удалось только через три месяца поисков. До последнего момента были сомнения, приедет ли затворница. Пела она с ансамблем Questa Musica.
Но были на фестивале и гости вполне светские. Как, например, Георгий, юрист из Тбилиси. Ему 27 лет, с 15 лет он поет в Патриаршем хоре кафедрального собора Святой Троицы. Рассказывает: когда ему предложили престижную работу, ради которой надо было пожертвовать пением, отказался. Как истинный сын своей родины, естественно, гордится тем, что грузинское национальное многоголосие признано ЮНЕСКО памятником нематериального наследия.
Выступления певческих коллективов чередовалось на «Просветителе» с чтением стихов русских классиков в исполнении артистов Вениамина Смехова и Виктории Исаковой. А завершило фестиваль исполнение грандиозного Концерта для смешанного хора Альфреда Шнитке на стихи жившего тысячу лет назад армянского святого, поэта и богослова Григора Нарекаци из «Книги скорбных песнопений».
«Аллилуйя» разносится над островом. На разных языках оно звучит одинаково.
Текст: Мария Башмакова, Валаам

Роспись храма - новости православного мира. : В МОСКВЕ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ ИЗВЕСТНОГО ПАСТЫРЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВАЛЕНТИНА АМФИТЕАТРОВА
в 04/08/2016 10:36:47 (998 прочтений)

2 августа 2016 года, в 108-ю годовщину со дня кончины протоиерея Валентина Амфитеатрова, известного московского священника, почитаемого как праведника и чудотворца, у его могилы на Ваганьковском кладбище была совершена панихида, сообщает сайт Московской епархии.
Богослужение возглавил настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумен Петр (Еремеев).
Его Высокопреподобию сослужили клирики храма.
За богослужением молилась правнучка отца Валентина Амфитеатрова — Е.Н. Ветрова.
После панихиды настоятель игумен Петр обратился к верующим с проповедью:
«Сегодня, 2 августа, как и прежде, начиная от начала прошлого века, москвичи молятся об упокоении любимого батюшки Валентина Амфитеатрова. И мы, молясь сегодня Богу о приятии отца Валентина в небесных чертогах, дерзновенно уповаем, что в своей молитве, стоя у престола Всемогущего Бога и Творца, он сам для каждого из нас испросит то, в чем мы нуждаемся в этой временной бренной жизни.
Для тех же, кто испытывал в своей жизни помощь, живое присутствие отца Валентина, этот день особенно памятен и важен. Поэтому сегодня все мы здесь собрались в едином порыве. Ведь в этот день он предстал перед престолом Всемогущего Бога, а его паства обрела небесного ходатая и попечителя.
Я приглашаю всех после этого поминального богослужения задержаться у могилы отца Валентина и от всего сердца, очищенного молитвой об упокоении батюшки в небесных чертогах, продолжить молитву, попросить помощи свыше в подражании его чистой жизни в вере и благочестии».
Собравшиеся на богослужение также смогли посетить фотовыставку, посвященную отцу Валентину, располагающуюся в помещении трапезной храма Воскресения Словущего.
По благословению настоятеля храма панихиды у могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова совершаются каждое воскресение после поздней Божественной литургии.
Валентин Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего Русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. После окончания духовной семинарии и академии (1860) Валентин Амфитеатров был рукоположен во пресвитера и служил в Калужской губернии. Был смотрителем духовного училища в Мещевске, затем настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года — настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в 1892 году был назначен настоятелем кремлевского Архангельского собора.
Выдающийся проповедник и духовник, отец Валентин привлек в московские храмы множество людей.
В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, священник исповедовал, диктовал письма, проповеди.
Позднее были изданы книги протоиерея Валентина Амфитеатрова «Духовные беседы, произнесенные в московском Архангельском cоборе в 1896-1902 годах» (1909), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида» (1910) и другие.
20 июля 1908 году (по старому стилю) отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.

Роспись храма - новости православного мира. : В МОСКВЕ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ ИЗВЕСТНОГО ПАСТЫРЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВАЛЕНТИНА АМФИТЕАТРОВА
в 04/08/2016 10:36:46 (1001 прочтений)

2 августа 2016 года, в 108-ю годовщину со дня кончины протоиерея Валентина Амфитеатрова, известного московского священника, почитаемого как праведника и чудотворца, у его могилы на Ваганьковском кладбище была совершена панихида, сообщает сайт Московской епархии.
Богослужение возглавил настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумен Петр (Еремеев).
Его Высокопреподобию сослужили клирики храма.
За богослужением молилась правнучка отца Валентина Амфитеатрова — Е.Н. Ветрова.
После панихиды настоятель игумен Петр обратился к верующим с проповедью:
«Сегодня, 2 августа, как и прежде, начиная от начала прошлого века, москвичи молятся об упокоении любимого батюшки Валентина Амфитеатрова. И мы, молясь сегодня Богу о приятии отца Валентина в небесных чертогах, дерзновенно уповаем, что в своей молитве, стоя у престола Всемогущего Бога и Творца, он сам для каждого из нас испросит то, в чем мы нуждаемся в этой временной бренной жизни.
Для тех же, кто испытывал в своей жизни помощь, живое присутствие отца Валентина, этот день особенно памятен и важен. Поэтому сегодня все мы здесь собрались в едином порыве. Ведь в этот день он предстал перед престолом Всемогущего Бога, а его паства обрела небесного ходатая и попечителя.
Я приглашаю всех после этого поминального богослужения задержаться у могилы отца Валентина и от всего сердца, очищенного молитвой об упокоении батюшки в небесных чертогах, продолжить молитву, попросить помощи свыше в подражании его чистой жизни в вере и благочестии».
Собравшиеся на богослужение также смогли посетить фотовыставку, посвященную отцу Валентину, располагающуюся в помещении трапезной храма Воскресения Словущего.
По благословению настоятеля храма панихиды у могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова совершаются каждое воскресение после поздней Божественной литургии.
Валентин Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего Русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний. После окончания духовной семинарии и академии (1860) Валентин Амфитеатров был рукоположен во пресвитера и служил в Калужской губернии. Был смотрителем духовного училища в Мещевске, затем настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года — настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в 1892 году был назначен настоятелем кремлевского Архангельского собора.
Выдающийся проповедник и духовник, отец Валентин привлек в московские храмы множество людей.
В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмосковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, священник исповедовал, диктовал письма, проповеди.
Позднее были изданы книги протоиерея Валентина Амфитеатрова «Духовные беседы, произнесенные в московском Архангельском cоборе в 1896-1902 годах» (1909), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида» (1910) и другие.
20 июля 1908 году (по старому стилю) отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.

Роспись храма - новости православного мира. : Новые росписи Воскресенского кафедрального собора г. Шуя
в 08/04/2015 20:30:00 (1386 прочтений)

К Страстной седмице завершились работы по росписи трапезной части Воскресенского кафедрального собора г. Шуя. Прихожане с интересом наблюдали, как возводились леса, как проводилась подготовка стен, как выполнялись контурные изображения на штукатурном грунте, как первые святые лики появились под сводами. Объем работ был значителен, но ивановские художники (артель образ) справились с ним меньше чем за два месяца. Росписи осуществлялись на народные пожертвования.
Технологии росписи православных храмов разрабатывались много веков подряд. Одним из главных признаков храмовых росписей является каноничность — следование строгим правилам (канону). В храмовой живописи используется устойчивый набор сюжетов, типов изображений, композиционных схем. И все же на характер росписей влияет манера их исполнения и стиль, которого придерживаются художники. Росписи трапезной части Воскресенского собора выполнены в живописной манере, в академическом стиле.
Перед началом работ устанавливается особый порядок росписи, делаются эскизы. С одним из них – эскизом южной стены храма – могли познакомиться все желающие.
При составлении проекта учитывается, что все пространство храма делится на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю.
Верхняя часть храма символизирует духовное небо, Царство Небесное, поэтому на ней изображаются самые значимые сюжеты Священной истории. На потолке трапезной части представлены многофигурные композиции: Рождество Пресвятой Богородицы, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Воскресение Христово, Сошествие Святого Духа.
Средняя часть храма символизирует горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают все праведники, но она же означает и область земного бытия. Как нерасторжимы Церковь земная и Небесная, так нерасторжимо и все учение Церкви. Небесная Церковь связана с земной подвигом мучеников, исповедников, святителей, преподобных. Поэтому в средней части храма помещаются образы святых.
Во весь рост в Воскресенском соборе изображены святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, равноапостольные Мария Магдалина и Нина, просветительница Грузии, святитель Тихон Задонский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Вместе со святыми, почитаемыми во всем мире, изображены и святые, которые прославились в нашем крае: прп. Иоаким Шартомский и прп. Тихон Луховский, а также свт. Афанасий Ковровский, который учился в Шуе в духовном училище и написал тропарь Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери, и свт. Митрофан Воронежский, который родился в с. Антилохово (Савинского района) и принял постриг в Успенской Золотниковской пустыни.
Уровнем ниже помещены поясные изображения святых: на южной и северной сторонах – блаженных Ксении Петербургской, Матроны Московской, Симона Юрьевецкого и прп. Алексия человека Божия, на восточной стороне – святых воинов: мученика Уара и великомученика Феодора Стратилата, на западной стороне – благоверных князей Димитрия Донского и Даниила Московского.
На хорах в круглых медальонах помещены изображения святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, уровнем ниже – мучеников Флора и Лавра.
Нижняя часть храма знаменует собой земной мир. На ней обычно изображаются полотенца, украшенные орнаментом, что придает особую торжественность стенным росписям, которые, как великая святыня, как бы преподносились людям по древнему обычаю на украшенных убрусах. Именно так оформлена нижняя часть столпов в Воскресенском соборе. Исключением из этого правила является оформление входа. По обеим сторонам от него помещены ростовые изображения воинов с оружием, в доспехах – прп. Илии Муромца и мученика Иоанна Воина.
Изображения святых в росписях Воскресенского собора чередуются с орнаментом. Орнамент использован трех типов: объемный монохромной орнамент, имитирующий лепнину, орнаментальный фриз, разделяющий уровни (на северной и южной сторонах) и цветной растительный орнамент.
Были изменены росписи центральной арки. Так же, как и раньше, на ней присутствует Образ Спаса Нерукотворного, но вместо надписи «Ведомому Богу» по обеим сторонам от него в круглых медальонах изображены святые апостолы Петр, Павел, Андрей Первозванный и Симон Кананит. На внутренней стороне арки в центре изображен святой Иоанн Предтеча, а в фигурных медальонах – великомученица Анастасия, мученица Татиана, святые целители и бессребреники Косма и Дамиан. В оформлении арки использовано сочетание двух видов орнамента: объемного монохромного и цветного растительного.
Кроме росписей, в соборе появились новые паникадила: в центральной и трапезной частях и в приделах.
Благоукрашение интерьера собора практически завершено. И знаменательно, что это произошло в конце Великого поста, перед празднованием Светлого Христова Воскресения. Так и души, пройдя подвиг поста, должны благоукраситься добродетелями и быть готовыми к встрече Воскресшего Христа, чтобы «войти в радость Господа Своего».

Автор: Шуйская епархия Рубрики: Епархиальные новости

Роспись храма - новости православного мира. : ВСЕМИРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР: ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКА
в 25/03/2015 0:00:00 (1329 прочтений)

14 марта 2015 года в Калининграде прошло заседание I Калининградского форума Всемирного русского народного собора (ВРНС). Открытие заседания возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл. Своими впечатлениями об этом событии с читателями сайта Православие.Ru делится постоянный автор портала диакон Владимир Василик.
I Калининградский форум Всемирного русского народного собора
14 марта мне довелось участвовать в заседании Всемирного русского собора, проходившего в Калининграде. Место это было избрано не случайно. По выражению Святейшего Патриарха Кирилла, здесь проходят рубежи нашего Отечества, не только физические, но и духовные. Действительно, бывший Кенигсберг, сердце Восточной Пруссии, очаг германского милитаризма, вот уже 70 лет как стал Калининградом, русским городом. Однако мы видим, что за последние 20 лет на него усиливается натиск объединенной Европы, прежде всего Германии, с тем, чтобы оккупировать его, если не в военном, то в духовном отношении.
В сохранение Калининграда как русского региона существенный вклад внесла Русская Православная Церковь, и прежде всего – Святейший Патриарх, тогда митрополит Калининградский, по инициативе которого были построены и открыты десятки приходов.
Речь Патриарха Кирилла радовала своей ясностью, четкостью, искренностью, но прежде всего – содержанием. Он ясно определил сердцевину русской цивилизации – русский народ, а его духовным сердцем назвал Православие в неповрежденности его учения. Последнее в высшей степени актуально, учитывая неоднократные попытки исказить и подменить Православие в последнее время.
Нравственно-духовные установки Православия, по словам Святейшего Патриарха, препятствуют подавлению свобод прочих народов. Православие всегда стояло на защите против прозелитизма, но не подталкивало русский народ к лишению других народов духовной свободы. Православие никогда не посягало на свободу людей, исповедующих другие религии. Именно с попытками попрать богоданную религиозную свободу и связана, по мнению Святейшего Патриарха, катастрофа на братской Украине. Религиозные истоки конфликта видны достаточно ясно.
Основа культуры – не памятники, не камни, не дороги. Это люди
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое место в докладе Святейшего занимала тема 70-летия Великой Победы и национально-религиозной идентичности региона. По словам Патриарха, этой землей 700 лет владели германцы. И только 70 лет владеет Россия. Германское прошлое оказывает серьезное влияние – здесь другие памятники, топонимика, традиции. И появляется соблазн строить идентичность на германской основе. Но основа культуры – не памятники, не камни, не дороги. Это люди.
Многие достижения «сумрачного германского гения» связаны с неприемлемой для нас идеологией Drang nach Osten. Именно с этой идеологией выходили немцы к Грюнвальду и на Чудское озеро. Для немецкого сознания, отметил Патриарх, характерно деление на высшие и низшие расы. Агрессор кощунственно прикрывался знамением Креста, на котором умер Спаситель за все народы.
И Святейший Патриарх задается вопросом: как могла произойти подмена ценностей? Как возник приоритет горделивого ума над открытым сердцем, воли к власти – над смиренномудрием?
В год 70-летия Великой Победы нам нельзя идти этим обманчивым путем – отодвигать духовные ценности под натиском материального и материальных ценностей. Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, ибо разрушаются все табу, заложенные Богом в человеческую природу.
Нельзя камням, лежащим здесь, придавать большее значение, чем людям, которые здесь живут, также материальное нельзя предпочитать духовному.
Семьдесят лет Победы – это семидесятилетие Калининградской области, калининградцы – наследники Победы.
Калининградская область – не только стратегический форпост против германского Drang nach Osten, но и место диалога с Западом, внесения в диалог наших духовных ценностей.
I Калининградский форум Всемирного русского народного собора
Россия сохраняет христиан­ский фундамент. Ей есть что сказать миру
Мы – за честный диалог, отметил Патриарх. Некогда общий христианской фундамент подвергается разрушению в Западной Европе. Россия же пока сохраняет христиан­ский фундамент. Ей есть что сказать миру.
Святейший Патриарх отнюдь не призывал отвергать западный опыт. Петр Великий, Ломоносов, Болотов показывают, что у Запада много можно усвоить полезного. Впрочем, полезное можно усвоить и у китайцев и у арабов. Однако заимствуя, мы решительно должны защищать свою идентичность.
Калининградская область – русская земля, по праву принадлежащая русскому народу, понесшему огромные жертвы во имя спасения всего мира, в том числе и Германии. Необходимо обустраивать эту землю как русскую, не отвергая, но и не подчеркивая германское наследие, сказал Патриарх Кирилл.
Для проведения русского начала Святейший предложил целый ряд мер, а именно: создание русских ландшафтов и, в частности, построение кафедрального собор Христа Спасителя в честь Его Рождества.
Патриарх призвал калининградцев быть не просто форпостом, но и творческой лабораторией, ведь этот регион – остров нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которыми жил русский народ. Святейший выразил надежду, что это поможет возвратить Европу к ее христиан­ским корням.
Выступление Святейшего Патриарха было встречено горячей поддержкой и неоднократно прерывалось аплодисментами. По сути дела, им было предложено создание творческой лаборатории, где произошла бы подлинная встреча Запада и Востока с целью воцерковления Запада. Патриарх обратил внимание участников форума на то, что Санкт-Петербург только по виду западный город, а по сути – русский, православный. Таким же должен стать и Калининград.
ВРНС. Выступление заместителя председателя Государственной Думы А. Д. Жукова
В выступлении заместителя председателя Государственной Думы А. Д. Жукова, огласившего приветствие председателя Государственной Думы С. Е. Нарышкина, сквозила следующая мысль: мы должны дать должный ответ Европе, прежде всего духовный. И особое значение в этом вопросе имеет деятельность Всемирного русского народного собора. Была озвучена и вторая важная мысль: Калининград обязательно должен ощущать опору в России и заботу России о себе.
Интересным и глубоким было выступление мэра города, городского головы Калининграда С. А. Ярошука. Он напомнил о глубокой связи 70-летия Великой Победы и штурма Кенигсберга. Как сказал когда-то комендант Кенигсберга генерал Отто фон Ляш, потеря Кенигсберга – это утрата крепости и оплота на Востоке. Символично, что штурм Кенигсберга пришелся на Благовещение Пресвятой Богородицы. Как Благовещение – предвестие Рождества, так и штурм Кенигсберга есть предвестие Победы.
Наш долг, отметил докладчик, сохранить наследие предков, купленное кровью – создать красивые города, новые предприятия, хранить русский язык.
А. С. Ярощук сказал, что советский опыт истории – бесценный опыт нашего народа. Однако не все следует из него заимствовать, в частности – запрет частной инициативы. Мы считаем, что все нам должны – губернатор, президент, Бог. И часто напоминаем девять прокаженных, не поблагодаривших Христа за исцеления. Чтобы получать, мы должны отдавать – труд, профессию, навыки, культуру. И только если мы отдаем, мы имеем право просить.
Докладчик призвал к деятельной борьбе со злом. Для торжества зла, заметил он, нужно только одно – чтобы добрые люди сидели сложа руки. Научить людей противостоять злу – наш долг. Семьдесят лет наш народ показывал пример деятельной борьбы со злом, братской любви, самопожертвования. Мы должны быть достойны наших предков.
ВРНС. Выступление С. Ю. Глазьева
Выступление С. Ю. Глазьева носило экономический характер. Он коснулся статуса Калининграда как свободной экономической зоны, которая плохо совестима с положениями Евразийского Экономического Сообщества. Коснулся докладчик и изменений в отношениях с Евросоюзом: конечно, они представляют собой проблемы и вызов, но также и повод к развитию конкурентоспособности.
Европа, как христианский регион, себя исчерпала. И не всем европейцам это нравится
Советник президента заметил, что, хотя Евросоюз и готов идти на нас войной, однако не все члены Евросоюза разделяют подобное мнение. И в этой обстановке Калининград может стать очагом духовного сопротивления и развития, опирающимся на наши традиции. Европа как христианский регион себя исчерпала. Калининградскую область окружает антихристианская Европа. И не всем европейцам это нравится. В этих условиях Калининградская область может стать очагом притяжения для тех западных христиан, которые хотят уйти от Евросодома. Соответственно, возникает возможность преодоления технологического эмбарго. Калининград может стать центром создания новых технологий, где будут создаваться совместные научные центры, университеты, открытые для тех специалистов, которым плохо в Евросодоме.
По мнению С. Ю. Глазьева, выход из нынешнего политического тупика – реализация предложения президента Российской Федерации о едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока.
ВРНС. Доклад директора Российского института стратегических исследований Л. П. Решетникова
Политическим и национальным проблемам был посвящен доклад генерал-лейтенанта внешней разведки, директора Российского института стратегических исследований Л. П. Решетникова. По мнению докладчика, России объявлена война как со стороны США, так и ближайших союзников Америки. Нам предстоят тяжелые годы противостояния. Мы не просто страна, мы не просто государство, мы – цивилизация. Мы поднимаемся как возможная альтернатива разваливающемуся постхристианскому миру. Поэтому нас не оставят в покое. Мы будем испытывать давление, втягивание нас в вооруженный конфликт.
Уже происходят неожиданные убийства, нам могут грозить попытки переворотов, информационные кампании, сенсации, грубое вмешательство в наши внутренние дела.
Быть русским означает быть им не по крови, а по духу
Как считает докладчик, самый главный вопрос – это «русский вопрос». Быть русским означает быть им не по крови, а по духу. Калининградская область, безусловно, русский край. Весь вопрос: как мы будем себя вести в сложившейся ситуации?
В качестве отрицательного примера докладчик привел Украину. Он задался вопросом, куда делись 25 миллионов русских на Украине? Почему они исчезли, растворились? И ответил на него: они испытали потерю идентичности. В советские годы жителей УССР воспитывали как представителей отдельной от прочего Союза республики, фактически жителей отдельного государства. Л. П. Решетников поделился с участниками собственным опытом, рассказав, как его одноклассники по харьковской школе – армяне, евреи, русские – воспринимали свою отделенность, а потом, в 90-е годы, демонстрировали враждебность. Докладчик призвал не увлекаться особенностью, спецификой региона. В результате этого увлечения молодежь может уйти и уходит от общегосударственной идеи и проблематики, как ушла она на Украине.
Генерал-лейтенант напомнил, что Калининградская область – историческая родина династии Романовых (родом из Пруссии был боярин Андрей Кобыла, чей сын Федор Кошка является родоначальником Дома Романовых. Его так и прозвали Прус). Кенигсберг посещали три российских императора. Поля Пруссии обагрены кровью русских солдат в Первую мировую войну. Докладчик особо отметил величайший подвиг Советского Союза в Великой Отечественной войне, добавив, что у нас тысячелетняя глубокая история.
Одних усилий Церкви по сохранению русского народа недостаточно.
Необходима федеральная программа поддержки русского народа
По словам Л. П. Решетникова, наибольшая современная задача – это забота о русском народе. Революция, гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война привели к огромным человеческим потерям. Закавказье, Средняя Азия, Прибалтика поглотили немало русских человеческих ресурсов. Одних усилий Церкви по сохранению русского народа явно недостаточно. Необходима федеральная программа поддержки и сбережения русского народа.
Задача поддержки русского народа имеет всемирное значение. Другие народы ждут, когда русские займут свое место, поскольку Россия испокон веков исполняла свое назначение Удерживающего. Однако для этого необходимо, чтобы русские стали православными, поскольку, по словам Достоевского, русский неправославный – дрянь, а не человечишко.
Докладчик привел весьма характерные слова Генри Киссинджера: «Надо перестать делать из русских европейцев. Они все равно не форматируются». На вопрос, что тогда надо делать с Россией, Киссинджер ответил: «Россию следует разделить на 15 государств». Чтобы этого не произошло, русский народ должен быть единым и православным.
ВРНС. Доклад протоиерея Всеволода Чаплина
Интересным и концептуальным был доклад протоиерея Всеволода Чаплина. Он задался справедливым вопросом: насколько Европа как общность способна внятно позиционировать себя по отношению к ценностям, которые ее сформировали? В России дается ответ на этот вопрос: наши политики говорят – есть ценности, которые неизменны. Нам нужно предложить свою весну, «Европейскую весну». И это будет весна христианства, где раскроются христианские ценности.
Христианин живет не расчетом, а правдой
Казалось бы, как это возможно? Холод социального пессимизма может остановить приход этой весны. Однако много раз в истории нашего народа пессимизм царствовал в душах наших сограждан. Но не прагматическая, а именно идеократическая постановка вопроса меняла ситуацию. Необходимо отринуть уныние и бороться с ним в СМИ. Конечно, нас могут спросить: «Кто вы такие, чтобы пересматривать аксиомы современной жизни?» И наш ответ будет прост: мы православные христиане, мы сильны тем, что вечно. Кстати, именно за счет вечных ценностей мусульмане побеждают западных интеллектуалов в дискуссиях. Многие страны сильны в военно-экономическом отношении, у других больше денег, выше рейтинги (впрочем, возникает вопрос: а судьи кто?), но мы имеем право сказать – христианин живет не расчетом, а правдой.
Мы можем проиграть информационную войну – ресурсы у врагов сильнее. Но люди видят правду. Диалог с западными элитами – это диалог без предварительных условий. Мы не будем вести его в том ценностном формате, который нам предлагает Запад. Мы будем распаковывать запрещенные понятия – свобода, вера, совесть, народоправство.
ВРНС. Выступление главного редактора портала «Религия и СМИ» А.В. Щипкова
В своем докладе специалист в области государственно-конфессиональных отношений, главный редактор портала «Религия и СМИ» А.В. Щипков коснулся национального вопроса, в частности такой острой и замалчиваемой темы, как русофобия, ее политических и академических аспектов.
В 2012 году С. Е. Нарышкин, обосновывая свое решение не ехать на сессию ПАСЕ, сказал: «Вряд ли мое слово услышат русофобы». На Западе исламофобия, юдофобия – понятия, признанные существующими. А русофобия – нет. Между тем, история этого понятия тянется с ΧΙΧ века, с трактатов Ф. И. Тютчева. Соответственно, нам необходимо предпринять действия по защите русских и извне, и изнутри. Подобные задачи поставил В. В. Путин в своей статье «Россия и национальный вопрос» и в своей Крымской речи. Русский народ – наибольший из разделенных народов. Во время Великой Отечественной войны русские понесли наибольшие потери – от 18 до 20 миллионов, из них не менее 8 миллионов погибло от этнических чисток во время оккупации. О Ленинградской области немцы говорили: «Когда русский Иван придет, он ничего здесь не найдет». Еще не подсчитана величина потерь русского народа во время этнических чисток периода перестройки, его геноцида 1990-х годов. Поэтому необходим статус русских как народа-жертвы и разделенного народа, необходимы компенсационные меры, в частности, меры по поддержке русского бизнеса. Следует внятно сказать о русофобском характере нынешних санкций. Также необходимо архивирование данных о русофобии внутри России, считает докладчик.
Однако нужна и программа позитивных действий. На повестке дня – научное исследование русской идентичности, русского мира как некоей целостности и ее утверждение, в том числе и средствами искусства. А с этим в Калининградской области, по мнению докладчика, существуют проблемы. В Калининграде есть памятник Шиллеру, но нет памятника герою Великой Отечественной войны страдальцу Д. М. Карбышеву – вот уже десять лет пылится закладной камень. И это лишь один пример. Конечно, эту тенденцию необходимо преодолевать.
Проблемам культурной деятельности и культурного ландшафта посвятил свое выступление А. С. Миронов, директор Калининградского заповедника культурного и природного наследия. Он задался вопросом: как вообще возникал русский ландшафт? Вначале русский человек приходил на необжитое место и начинал петь и молиться. Потом возникали храмы, где звучал голос Церкви, потом некрополи – места молитвы и памяти об усопших. Наша память прежде всего нематериальна, лишь потом она облекается в камень и в металл. Необходима опора на классическое искусство, на укоренение русской литературы, русского классического искусства среди школьников и молодежи для того, чтобы поставить надежный заслон современному так называемому «провокативному» искусству, нацеленному на преодоление этических и эстетических канонов. По мнению докладчика, необходима государственная поддержка театральных постановок классических произведений в ТЮЗах (Театрах народного зрителя).
Здесь докладчик с сожалением заметил, что для работы в этом направлении нет пилотного региона, и предложил начать этот процесс в Калининграде. К сожалению, система клубно-досуговой самодеятельности отталкивает молодежь, поскольку она чувствует в них подделку под народное искусство. А между тем, существуют прекрасные, подлинно молодежные проекты. Но это не замечается, поскольку государственная поддержка идет на самодеятельность. Немалые государственные деньги расходуются на современное искусство, а народное искусство тоже современно, поскольку вечно. Значит, необходима научная проработка перспектив народного искусства.
Следует оказывать поддержку молодежным движениям по мониторингу «Наследие». Существует сайт, где волонтеры выкладывают информацию о памятниках. В особой заботе нуждаются некрополи и места боевой славы как Первой мировой войны, так и Великой Отечественной
I Калининградский форум Всемирного русского народного собора
После пленарного заседания прошел целый ряд круглых столов. Автор данного сообщения выступал на круглом столе: «Калининградская область в пространстве гуманитарного суверенитета». Пользуясь случаем, автор данной статьи представляет свое выступление.
«Дорогие друзья, ваши замечательные выступления вызвали целый ряд мыслей и предложений. Во-первых, по поводу Великой Отечественной войны и концепции Великой Отечественной войны. Стоит вспомнить, что Гитлер воевал не один, что против нас шла вся Европа. Мы помним о 24 тысячах французских партизан, а почему-то мило забываем, что 195 тысяч французов воевали в составе легионов СС на восточном фронте. В октябре 1941-го года был бой под Бородино, и вновь французов с русскими. Правда, результат был несколько другим. Французов настолько потрепали, что им пришлось отойти в тыл на переформирование. Соответственно, необходимо акцентировать концепцию европейской вины за преступления на территории Советского Союза и концепцию вины ведущих западноевропейских государств за взращивание Гитлера. Фактических материалов достаточно.
Второе, в чём на наш взгляд нуждается не только Калининградская область, но, в общем, и вся Россия, но Калининградская область в особенности. В своего рода (не надо бояться этих слов) монументальной пропаганде, связанной с Великой Отечественной войной. Сюжет с генералом Дмитрием Михайловичем Карбышевым озвучен. Калининградская область нуждается в памятниках Черняховскому, Рокоссовскому, Василевскому, хорошо поставить памятник тому же Маринеско, который утопил “Вильгельма Густлоффа”. Нужны не отдельные памятники, а целая программа. Нужно оживление книг памяти не только для Калининграда, но и для районов. В эти книги памяти должны войти не только имена павших в Великую Отечественную войну, но и имена всех достойных людей, которые так или иначе себя проявили в области строительства Вооружённых сил, промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. Еще одна инициатива, которая есть у нас в Санкт-Петербурге, – всероссийский помянник, а именно собрание имён павших в войну и пострадавших в репрессиях, и просто достойных людей, если о них известно, что они были православного исповедания, и их церковное поминовение не только в поминальные дни, но и постоянно. Это один аспект, аспект сохранения памяти.
Второй аспект связан с тем, что мне важно и дорого не только как священнослужителю, но и как доценту Санкт-Петербургского университета, – это высшее образование. Збигнев Бжезинский заявил следующее: “Высшее образование в странах, не являющихся союзниками США, представляет опасность”. То, что сейчас происходит в высшем образовании, в том числе и в моём родном Санкт-Петербургском университете, иначе как погромом не назовешь: с 5-летнего перешли на 4-летнее, и уничтожается “специализация” на первом курсе. По сути дела, на моём родном историческом факультете кафедры реально уже не существует. Существует, извините, какой-то бомжатник, какой-то бродячий цирк по Жаку Аттали. И студент сегодня ходит на античный театр, завтра на средневековый быт, послезавтра ещё куда-то. В результате возникает пирожок ни с чем. Необходимо восстановление “специализации”, которое возможно даже в условиях бакалавриата, потому что в МГУ этот вопрос, слава Богу, уже решили: магистратура там является надстройкой бакалавриата и таким образом выстраивается 6-летняя линия “специализации”.
Далее: необходимо остановить процесс слияния ВУЗов, уничтожение и слияние кафедр. Именно многопрофильность, именно “специализация” всегда были силой и российской, и мировой науки. А сейчас происходит “всемирное смешение”, говоря языком Леонтьева, в результате чего создаётся просто хаос в ВУЗах, и мы получаем недоспециалистов в виде бакалавров и недоспециалистов в виде магистрантов, потому что зачастую они за 2 года лихорадочно вынуждены осваивать всё то, что они недополучили на бакалавриате.
Необходимо преодолевать бюрократизацию высшего и среднего образования – эту замечательную наукометрию, огромные отчёты, контроль, контроль и контроль, который просто не даёт преподавателю времени работать с учениками и студентами, заниматься научным творчеством.
Задача образования – это сопровождение человека на богочеловеческом пути
Дальше очень важное положение: отказ от концепции образования как предоставления сферы услуг потребителю. Задачи образования другие – это формирование российского специалиста, российского гражданина, российского человека. И, что касается духовно-нравственной составляющей, то задача образования – сопровождение человека на богочеловеческом пути, чему, в конечном счёте, и должно быть посвящено образование. Необходимо возвращение воспитательной линии в наше образование, потому что сейчас, по существующим документам, оно практически устранено. Воспитанием мы не занимаемся, мы предоставляем информационные услуги, в результате чего преподаватель получается лакеем на побегушках у барчука, что, конечно, вредно для самих же учащихся, и, безусловно, это – беда нынешнего образования.
Что касается проблемы, связанной с театром и скандалом с “Тангейзером”. На мой взгляд, “Тангейзер” – это политическая провокация, которая как-то изумительно совпала с покушением на Немцова, с целью возбудить с одной стороны либеральный электорат, с другой – правый консервативный. К сожалению, некоторые из наших деятелей искусств живут по принципу: “Выпьем за то, чтобы у нас всё было и нам ничего за это не было!” Люди забывают не только об ответственности перед государством, но и об ответственности перед Уголовным кодексом. Необходимо соблюдение, прежде всего, законов. И для этого необходим известный мониторинг. Идея следующая – создание наблюдательных общественных советов при театральных учреждениях, которые выносили бы в случае наблюдения каких-либо правонарушений вердикт уже на подготовительной стадии, на стадии генеральных репетиций. Не реагировать по факту, а пресекать на предварительной стадии, чтобы таких скандалов просто не было. И, в данном случае, конечно, необходим мониторинг ситуации и тесная координация общественных сил и государства, в том числе и правоохранительных органов.
О русском языке. К сожалению, действительно возникает проблема, но не суверенитета, я не очень люблю этот термин, а скорее нашего самодержавия, самодержавия духа, как говорил владыка Иоанн (Снычев). Потому что мы, к сожалению, разучиваемся под англосаксонским влиянием говорить на собственном языке. Выявляется выражение “бренд, брендинг”. Даже шутка такая возникает – “сбрЭндил” от слова “бренд”. Есть целый ряд хороших русских терминов, устоявшихся, может быть, иностранных, типа “это наша марка, это наш символ”. Даже можно всё-таки говорить по-русски – “пункт первый”.
Второе, очень была хорошая идея, связанная с диктантами, но я бы ставил её шире – фестивали русского языка и русской литературы, связанные с крупными церковными и общественными событиями, в частности, развитие Кирилло-Мефодиевского движения: праздники, день святых Кирилла и Мефодия. И это не просто некие формальные, для галочки, а именно живые церковно-общественные, церковно-народные мероприятия, связанные и с богослужением, и со школой, и с театром.
И наконец, самое главное. Мы видим, что храмы в Калининградской области являются и духовными, и просветительскими, и культурными центрами. Общеизвестна истина: “Чем больше церквей, тем меньше тюрем”. Поэтому Калининградской области необходима программа построения храмов пошаговой доступности, наподобие той, что существует в Москве и Санкт-Петербурге. Храм формирует ландшафт и духовное пространство русского мира. И кому нужна та дорога, которая не ведет к храму? На наш взгляд, именно храмостроительство создаст облик Калининградской области как русской земли».

Роспись храма - новости православного мира. : МИТРОПОЛИТ БОРИСПОЛЬСКИЙ АНТОНИЙ О КОЩУНСТВЕ В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ
в 24/03/2015 23:48:31 (1362 прочтений)

Что можно сказать о правовом сознании тех, для кого религиозные чувства – повод бесконечно упражняться в остроумии? Разве можно заявлять «об оскорблении Бога», ведь «Бог поругаем не бывает»? Каков критерий, определяющий оскорбление чувств верующих? С этими и другими «горячими» вопросами мы обратились к митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию, управляющему делами Украинской Православной Церкви.
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
– Сегодня в определенных «продвинутых» кругах приходится наблюдать довольно ироничное отношение к такому понятию, как оскорбление религиозных чувств. Обычно это сводится к «дремучести» и «нетерпимости» самих верующих. Как вы можете прокомментировать это?
– Ироничное отношение в данном случае свидетельствует о неуважении в принципе к человеку и тому, что является для него сакральным.
Принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным
Мы можем вести дискуссии о критериях сакрального, о том, что именно таковым является, и т.п., но при этом следует отдавать себе отчет, что принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным. Лично я могу совершенно не рассматривать нечто как сакральное, но рядом есть человек или группа людей, для которых вот именно эта вещь, этот образ или этот текст сакральны. И важно понимать, что вне зависимости от нашей позиции мы учимся уважать позицию, а тем более – веру других.
Те, кто иронично относится к оскорблению чувств верующих, по сути показывают свое отношение к человеку вообще, к его правам. Не следует забывать, что принцип терпимости – один из краеугольных камней современного демократического общества. Так что если кто-то стремится реализовывать демократические ценности, пусть отдает себе отчет, что своим насмешливым отношением к чувствам верующих нарушает современную систему ценностей. Хуже этого может быть только двойная мораль, когда толерантность распространяется на одних и в ней же отказывают другим. Это уже признак вырождения нравственных ценностей.
– Еще говорят, что «Бога оскорбить нельзя».
– Бога действительно нельзя оскорбить.
Более того, с точки зрения православного вероучения, Богу нельзя и угодить, так как «Он не требует служения рук человеческих». И Он как Всесовершенный не нуждается в чем-либо. Он все совершенства, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «имеет по самой природе, а ниоткуда не получил, но Само (Божество. – м. А.) сообщает всякое благо Своим тварям».
Поэтому, конечно, в глубоком, метафизическом смысле речь не может идти об оскорблении Бога, но вполне можно говорить об уничижительных выражениях по отношению к образу жизни и учению, которые имеют своим началом волю Божию. И в этом смысле такое оскорбительное поведение именуется богохульством и кощунством.
Приведем пример из жизни. Ведь и нас могут оскорблять не напрямую, а, скажем, унижать то, что является результатом нашей работы, труда, творческого вдохновения, стиля жизни, который мы ведем. Это не напрямую уничижает нас, но в конечном итоге имеет отношение к нам и воспринимается нами как личная обида. Если кто-то скажет, что такая-то картина ужасно написана, то, прежде всего, это высказывание относится не к картине, а к художнику, хоть и не напрямую. Так и в отношении к религии. Иногда богохульство происходит не прямо, а косвенно, когда объектом оскорбления является то, Создателем чего является Бог.
Скажем более: неверие как таковое может быть сформировано не из критики Бога, а из критики того, что Бог создал. Вспомним классический вариант такого мировоззрения – Ивана Карамазова, говорящего своему брату: «Я не Бога не принимаю, я мира Его не принимаю». Но в конечном итоге Иван Карамазов характеризуется именно как неверующий, хотя отправной точкой его неверия является не Бог, а мир, созданный Богом.
– В наше время деятели искусства, чтобы привлечь зрителя, часто его эпатируют. Произведения, получающиеся в результате этого процесса, редко отличаются хорошим вкусом, но чаще бросают вызов общественным нормам поведения и морали. Это тоже может возмутить верующих. Каков вообще критерий, определяющий оскорбление чувств верующего? Ведь церковного человека может оскорбить не только конкретное кощунственное произведение искусства, но и многие вещи, которые окружают нас в обычной жизни, – например реклама, эксплуатирующая сексуальные образы. Как реагировать христианину на нехристианские декорации, в которых ему зачастую приходится существовать?
– Здесь можно говорить о сугубо христианском мировоззрении, которое свойственно церковному сообществу, и об общерелигиозных утверждениях, которые разделяются большинством мировых религий. Например учение о Христе как Спасителе мира является специфической чертой христианства, а взгляд, согласно которому брак должен строиться на принципах доверия, любви и верности, разделяют все мировые религии и не только религии.
Не всегда предметом насмешки или эпатажа становится сугубо христианское учение, часто таковым оказывается то, что в принципе является признаком религиозного мировоззрения.
Так, могут высмеиваться сакральность семьи и брака, традиционные отношения между родителями и детьми и т.п. Это всё может делаться даже без всякого упоминания какой-либо религии, но по своим последствиям такая «критика» бьет именно по религиозному мировоззрению. Поэтому не только христиане, но и представители других религий, особенно традиционных для нашей страны, должны совместно реагировать на действия, подрывающие принципы нравственного поведения человека. А, как известно, именно они являются нервом религиозного мировоззрения.
Ненавистники религии поняли, что выбрать объектом критики вероучительные утверждения – путь долгий и малопродуктивный, поэтому избрали более легкий и действенный способ – разрушить у человека нравственное чутье, без которого он просто не в состоянии видеть, где добро, где зло, где есть для него опасность, а где нет. И хотя, как вы заметили, есть явления, формально не касающиеся религии, я уверен, что нужно смотреть на последствия этих явлений, а они часто самые разрушительные для традиционных ценностей.
Когда аморальные феномены имеют широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию
Христианин должен прежде всего беречь себя от негативного опыта или помыслов, которые могут возникнуть в результате видения или слышания вещей недостойных. И только в некоторых случаях, когда аморальные феномены имеют слишком широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию.
– Имеет ли право верующий высказывать публично свое резко негативное отношение к вещам, которые противоречат вере? Какая форма выражения своего протеста в подобных случаях уместна для верующих?
Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти
– «Добро, сделанное недобрым способом, не есть добро», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти. Для выражения своего несогласия верующие могут использовать все способы, которые не идут в разрез с государственным законодательством, не противоречат нормам нравственного поведения и правилам приличия.

Роспись храма - новости православного мира. : МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ ПРОЙДЕТ В ПЕТЕРБУРГЕ
в 18/02/2015 22:48:01 (1352 прочтений)

15 февраля в праздник Сретения Господня в Санкт-Петербурге отметят Международный день православной молодежи. Молодежный крестный ход и праздничные мероприятия в этот день будут посвящены юбилейному году памяти святого равноапостольного князя Владимира. В 2015 году 1000-летие преставления Крестителя Руси широко празднуется на государственном и церковном уровне.

Программа праздничных мероприятий:

10:00 – 12:00 – праздничная Божественная литургия в Феодоровском соборе (ул. Миргородская, д.1). Богослужение возглавит архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, сопредседатель петербургского оргкомитета празднования 1000-летия преставления святого князя Владимира;
12:30 – 13:00 – молодежный крестный ход от Феодоровского собора в Александро-Невскую Лавру (наб. реки Монастырки д.1);
13:15 – молебен в Свято-Троицком соборе Лавры;
13:15 – 15:00 - праздничные гуляния в Митрополичьем саду Лавры с выступлением народных коллективов и конкурсами;
13:45 – 17:00 – праздничные мероприятия в синем зале митрополичьего корпуса Лавры (наб. реки Монастырки д.1, Санкт-Петербургское епархиальное управление, 2 этаж): молодежная встреча, посвященная семейным ценностям, концерт классической музыки, творческие интерактивные площадки и угощение для участников;
18:00 – концерт молодежных православных музыкальных коллективов в Театрально-выставочном комплексе Большого Гостиного Двора «ГостинкаАРТ» (Невский пр. д.35, второй этаж, Садовая линия Большого Гостиного Двора).

Организаторами празднования Дня православной молодежи в Санкт-Петербурге выступают отдел по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии и комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Администрации Санкт-Петербурга.

Роспись храма - новости православного мира. : ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА» ПРИБЫВАЕТ В МОСКВУ
в 18/02/2015 22:46:33 (1251 прочтений)

Одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской лавры — икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» прибудет 14 февраля 2015 года, накануне праздника Сретения Господня, в московский Новоспасский монастырь. Чтимый образ впервые покидает пределыСанкт-Петербургской митрополии. Икону сопровождает эконом Александро-Невской лавры иеромонах Прокопий (Павлов).
Принесение в Новоспасский монастырь петербургской святыни приурочено к 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, чью жизнь оборвала бомба террориста Ивана Каляева 17 февраля 1905 года. В Новоспасской обители находится могила великого князя.
Икона «Невская Скоропослушница» тесно связана с историей Императорского православного палестинского общества (основано в 1883 г.), председателем которого был великий князь Сергей Александрович. Образ глубоко почитался вдовой великого князя преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, а также в семье страстотерпца императора Николая II. Известно, что в Ипатьевском доме Екатеринбурга, где трагически оборвалась жизнь царской семьи, были найдены несколько образков с изображением «Скоропослушницы», прославленной в Санкт-Петербурге.
Встреча иконы Божией Матери «Скоропослушница» Невская состоится 14 февраля в 16.30 у святых врат Новоспасской обители (Крестьянская площадь, 10).
Аккредитация представителей СМИ проводится по эл. адресу: stikharyova@mail.ru. Необходимо указать ФИО, СМИ и номер автотранспорта.
Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простертой десницей без Богомладенца.
«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре и привезена в Петербург в 1877 г. Прославилась после чудесного спасения из пожара в Александровской часовне, куда она была помещена вместе с другими афонскими святынями. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского православного палестинского общества. Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем на месте часовни был возведен так называемый Николо-Александровский («Барградский») храм, куда была помещена икона «Скоропослушница». Для нее был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями.
Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались глубоким почитанием представителей императорской семьи.
В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, икону удалось спасти от передачи в музейный фонд. С 1938 по 1958 годы «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь.
После войны по благословению митрополита Ленинградского и Ладожского Елевферия чтимый образ был перенесен во вновь освященный Троицкий собор Александро-Невской лавры. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия.
В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую».
В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

Роспись храма - новости православного мира. : ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: ПРЕДСТОЯЩИЙ ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР БУДЕТ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНСЕНСУСА
в 06/02/2015 20:20:21 (1112 прочтений)

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что предложения Русской Православной Церкви по порядку проведения предстоящего Всеправославного Собора были услышаны большинством Поместных Православных Церквей и приняты в качестве обязательных, сообщает Синодальный информационный отдел.
«В марте минувшего года я посетил Стамбул для участия в Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, на котором мы обменялись мнениями относительно перспектив созыва Всеправославного Собора. С удовлетворением хотел бы отметить, что после продолжительных и не всегда простых дискуссий позиция Московского Патриархата по принципиальным для нас вопросам была поддержана многими Поместными Церквами», — сказал Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском Совещании в храме Христа Спасителя.
«Благодаря этому в итоговом постановлении Собрания Предстоятелей подчеркивается, что все решения, как на самом Всеправославном Соборе, так и на подготовительных этапах к нему, принимаются на основе консенсуса», — добавил он.
«Данное постановление гарантирует, что голос каждой Поместной Церкви будет услышан. Это будет способствовать сохранению всеправославного единства», — подчеркнул Патриарх.

« 1 2 3 (4) 5 6 7 ... 118 »

 

Copyright © 2007-2019 by www.artel-obraz.ru | e-mail: gusevsergej@yandex.ru | телефон: +7 (910) 668-40-72