В Великий четверг Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил богослужение в кафедральном Богоявленском соборе Москвы и совершил Чин омовения ног.

Дата 17/04/2009 0:00:04 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.


МОСКВА


16 апреля 2009, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении викариев Московской епархии возглавил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в московском кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохово, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.


После Евхаристического канона он совершил Чин освящения святого мира, которое по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в течение трех дней, с понедельника по среду Страстной седмицы, варилось в Донском монастыре Москвы.


***


По заамвонной молитве Предстоятель Русской Православной Церкви по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, совершил Чин омовения ног двенадцати пастырям российской столицы.


Святейший Патриарх Кирилл воссел на патриарший трон на горнем месте, вокруг него с двух сторон сели двенадцать священнослужителей – по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. При пении 50-го псалма диаконы вынесли на солею сосуд с водой. Была возглашена мирная ектения с прошениями «о еже освятитися умовению сему». Далее Предстоятель Русской Православной Церкви прочел особую молитву.


После нее началось чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам (см. Ин 13. 2 – 20). При словах и положи ризы Своя Его Святейшество снял богослужебное облачение, оставшись в подсаккоснике, епитрахили, поручах и митре, а затем, следуя евангельскому повествованию, взял полотенце-лентион и опоясался им, влил воду в умывальницу, а затем поочередно поливал водой на ноги священнослужителей и вытирал их лентионом.


Когда черед дошел до старшего из участвовавших в чине священнослужителей прочел слова Евангелия: прииде же к Симону Петру и глагола ему той, после чего протоиерей Владимир Диваков произнес слова апостола Петра: Господи, Ты ли мои умыеши нозе?, на что Святейший Патриарх ответил ему словами Спасителя: Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих. Далее вопрошавший сказал: Не умыеши ноги моей во век, на что получил ответ: Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною.


Тогда в память об евангельских событиях, предшествовавших Тайной Вечери, протоиерей Владимир Диваков указал на свои руки и голову, говоря словами апостола Петра: Господи, не нозе мои токмо, но и руце, и главу. Его Святейшество на это ответил: Измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси, после чего Святейший Владыка совершил умовение ног протоиерею Владимиру.


В завершение чина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, облачившись в богослужебные одежды, прочел отрывок из Евангелия, в котором Спаситель рассказывает Своим ученикам о смысле совершенного Им умовения.


***


Завершая богослужение, Его Святейшество поздравил многочисленных богомолцев с великим праздником – днем установления Таинства Евхаристии. В Великий четверг верующие вспоминают, как накануне Своих Страданий, во время Тайной Вечери, Господь благословил хлеб и вино и тем самым учредил Таинство Евхаристии.


Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что через это Таинство силой Святого Духа мы становимся соучастниками не только Тайной Вечери, но всего, что совершил Господь ради нашего Спасения. Во Святой Евхаристии причастники силой Святого Духа вспоминают Крест, Гроб, Тридневное Воскресение, на Небеса Восхождение, Одесную Седение, Второе и славное Пришествие Спасителя. «Это не обычное человеческое воспоминание, ведь здесь не память работает; в Таинстве – сила Святого Духа. Иначе как можно представить и вспомнить то, чего еще не было, – Страшное второе пришествие Спасителя? Но у Бога нет времени и нет пространства, и силой Святого Духа, через Таинство Святой Евхаристии, через Таинства Святой Церкви мы становимся соучастниками… всего того, что Бог во Христе совершил ради нашего спасения. Мы становимся не только зрителями, но реальными соучастниками всего спасительного действия Божия», – сказал Святейший Владыка.


Посредством Таинства, силой Святого Духа все поколения людей приобщаются к Спасительным деяниям Господа нашего Иисуса Христа, а вкушая от Тела и Крови Христовых, мы приобщаемся Его Божественной жизни, становимся сонаследниками и участниками Его Божественного замысла – не только за гробом, но уже здесь, на земле, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, добавив: «Вот почему всякая Божественная литургия начинается великим возгласом: "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа". Силой благодати Божией через Таинства Церкви мы входим в это Царство, прикасаемся к нему, получаем Божественную силу от Бога Всевышнего. Именно причащение Тела и Крови Спасителя помогает нам преодолевать грех. Никаким напряжением воли, ума, никакой концентрацией чувств человек не способен сам препобедить тяготение греха, ибо диавол сильнее человека; но приобщаясь Тела и Крови Спасителя, принимая в себя Его благодать, Его силу, Его энергию, мы становимся сильнее темных сил и, несмотря на нашу человеческую слабость и греховность, делаемся способными через Святейшее Таинство Евхаристии спасать свою душу», – продолжил Его Святейшество.


«Особенно в наше тревожное, неспокойное время, когда человек подвергается многим соблазнам и искушениям, когда действительно никаких сил не хватает, чтобы эти искушения и соблазны отметать, мы должны прибегать к Чаше Христовой и благоговейно, не в суд или во осуждение, а во спасение души своей вкушать Тело и Кровь Спасителя, укрепляясь Его благодатью и силой», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что сей день призывает верующих к тому, чтобы активная литургическая жизнь была для них основой всего; чтобы, приходя в храм, люди были не зрителями, но соучастниками Таинства.


«В завершение Божественной литургии мы совершили древнее действие, предписанное нам святыми отцами, – сказал далее Святейший Владыка. – По примеру Спасителя Патриарх умывал ноги священнослужителям, которые символизировали двенадцать апостолов. Это видимое событие, обрядное действие помогает нам понять всю глубину Божественного смирения и снисхождения. Господь стал человеком для того, чтобы мы спаслись. Не могущественным деятелем, не царем, не владыкой, не богачом, не военачальником – Он стал простым человеком, будучи Всемогущим. И на Тайной Вечери, приклоняя колена, Христос умывал ноги ученикам, как это делали обычно слуги. Тем самым Спаситель показал, что каждая человеческая личность имеет особую ценность и одинаково ценна пред лицом Божиим».


Все человеческие различия – это земные различия и условности, которые не будут иметь никакого значения после смерти, отметил Предстоятель Русской Церкви, особо подчеркнув, что именно это понимание помогает христианину быть смиренным и честно исполнять свой долг, каким бы тот ни был, – долг правителя, военачальника, иерарха или простого человека.


В заключение Его Святейшество призвал помнить о том, что исполнение долга и связанные с этим почести никоим образом не заслоняют великой истины: мы все пред Богом равны. «И это осознание должно наполнять нас чувством подлинного смирения. Не превозношение над другими, но смиренное и дерзновенное к Богу исполнение нашего долга – вот, что спасает человека. Гордость же надмевает и разрушает ту связь, которую Господь установил с нами через Искупление на Кресте и Воскресение из мертвых. Будем же помнить это, мои дорогие братья и сестры, будем укрепляться духом, вразумляться, возрастать от силы к силе в надежде на воскресение и жизнь вечную», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.





Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=755