В праздник Благовещения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Дата 08/04/2009 12:00:02 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.


МОСКВА


7 апреля 2009 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Благовещенском соборе Московского Кремля вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Волоколамский Иларион и секретарь по зарубежным учреждениям Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк.


В проповеди после Евангелия Его Святейшество обратился к верующим с Первосвятительским словом.


«Днесь спасения нашего главизна. Сей день – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – являет нам событие, которое действительно стало началом нашего спасения, – сказал Святейший Патриарх Кирилл. – Богу было угодно войти в человеческую историю, стать Одним из нас, Божественную природу соединить с природой человеческой, дабы Божественной силой изнутри человеческой жизни, сопрягая Божественное и человеческое, препобедить грех и восстановить падшего Адама. Во Христе падшее человеческое естество восстановлено, явлено в первозданной полноте Божественное творение».


Святейший Владыка напомнил: «Господь создал человека свободным, и даже спасение человека Бог Всемогущий не творит без человеческой воли».


«Конечно, Господь мог бы спасти род человеческий, не спрашивая согласия людей, – продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. - Бог мог бы избавить нас от плена диавола исключительно Своей силой, никак не включая в это действие силу человеческую. Но сотворив человека свободным, вложив свободу в его природу и сделав человеческую свободу своим замыслом о мире и человеке, Господь не мог разрушить своего замысла, а потому и дело спасения должно было осуществляться при участии человека, через его свободное волеизъявление».


Явление архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии в Назарете, возвещение Ей благой вести о том, что именно из Нее родится Спаситель и Избавитель мира, стало моментом включения Божественной воли в жизнь людей, началом нашего спасения. «Но на включение воли Божественной в человеческую историю должно было прозвучать согласие, нужен был свободный и разумный человеческий ответ, должно было прозвучать слово “да”. И это согласие дала Пресвятая и Пречистая Дева Мария. Как грех через согрешение Адама вошел в жизнь людей по закону солидарности и наследственности, связывающему весь человеческий род, так и Божия Матерь, имеющая по тому же закону сопричастие ко всему человеческому роду, имела право от лица всех сказать “да”. Ее согласие, исполненное смирения и прежде всего любви, было непременным условием Боговоплощения, вхождения Бога в жизнь людей», – отметил Его Святейшество.


Он подчеркнул: мы говорим, что Божия Матерь существенна для нашего спасения именно потому, что Она включена в саму тайну Божественного воплощения. «Ее служение не может сравниться ни с каким другим служением, Ее святость превыше святости ангелов и архангелов, – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – К Пресвятой Богородице мы обращаемся так же, как к Сыну Ее, – не прося молиться о нас пред Богом, не прося посредничества, но говоря: “Пресвятая Богородица, спаси нас!”».


«Почитание Божией Матери было в центре христианства изначально. Одни из самых первых изображений в римских катакомбах – в подземелье, где собирались христиане во время гонений – были посвящены Богородице, – продолжил Его Святейшество. – Иконография Девы Марии восходит, по преданию, к апостолу Луке и является действительно одним из первых иконографических изображений. В этой традиции почитания изображений Божией Матери запечатлено изначальное вселенское почитание Пресвятой Девы, и основывается это почитание на значении, которое Царица Небесная имеет для спасения всего человеческого рода».


Святитель Прокл, патриарх Константинопольский, размышляя в связи с праздником Благовещения о тайне Боговоплощения, говорит, что Пречистая Дева является похвалой жен и славой их пола. «Это сильное и очень важное убеждение святителя Прокла помогает понять, почему в христианской Церкви никогда не существовало умаления женщин, всегда особо почиталось таинство материнства и проявлялось уважение к женскому труду; оно помогает понять, почему христианская Церковь никогда не допускала того, что на светском языке сегодня называется дискриминацией или унижением женщин, – подчеркнул Святейший Владыка. – Отталкиваясь от слов Спасителя о браке, о значении семьи, о значении чадородия, Церковь Божия всегда поддерживала и укрепляла женщин в несении их особого служения: в продолжении рода человеческого, в созидании семьи, воспитании детей. И когда в новейшее время начались движения за так называемое освобождение женщины, имевшие причиной действительную несправедливость в отношении женщин, Церковь никогда в этих движениях участия не принимала, потому что всякое оскорбление и унижение женщины является проявлением греха, присущего внешнему миру, но никак не Церкви Христовой. А если по человеческой слабости и греховности нечто подобное и происходило в христианской среде, то никогда не получало поддержки Церкви и всегда осуждалось».


Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в последнее время среди некоторых христиан возникли опасные заблуждения: многие, поддавшись общему стремлению к женскому равноправию, стали требовать особого служения для женщин в Церкви, возникло так называемое «женское священство», которое проистекает не от слова Божия, не от отеческой традиции, а от мудрствования века сего.


«В Православии никогда не стоял вопрос о том, какое место в Церкви должна занимать женщина, потому что в лице Божией Матери она возвышена; Пречистая Дева являет, по слову святителя Прокла, “похвалу жен и славу их пола”. Может, неслучайно именно в тех христианских группах и конфессиях, которые предали забвению почитание Божией Матери и отказались от него, возникли эти греховные и опасные заблуждения, которые являются ничем иным, как вторжением стихии мира сего во внутреннюю жизнь христиан. И печально, что находятся христиане, которые принимают внешние стихии и включают в свою жизнь, несмотря на то, что расходятся эти учения и со словом Божиим, и с двухтысячелетним преданием Святой Церкви».


«Сегодня мы прославляем имя Пречистой и Благословенной Царицы Небесной, и когда обращаем к Ней свою молитву, то должны вспомнить и тех, кого вместе с Ней славит святитель Прокл. Непроста жизнь наших женщин, и в России она никогда не была легкой. Все страшные испытания XX века особенно больно ударили по той части рода человеческого, которую принято называть “слабой”. Но, наверное, милостию Божией именно женщины сумели сохранить веру в тяжкие времена гонений и научить этой вере своих детей и внуков. Именно поэтому слабое женское существо оказалось сильнее сильного мужского. И мы знаем, как часто в настоящее время на плечах женщины лежат не только содержание семьи и воспитание детей, но и очень важное общественные функции, особенно в деревнях и селах, где трагически сокращается мужское население. Женщины оказались сильнее и в противостоянии многим опасным искушениям и соблазнам, в первую очередь, таким страшным и разрушительным, как алкоголизм и наркомания. Сохраняя свое физического здоровье, они тем самым обеспечивают и здоровье будущих поколений, исполняя великую миссию не только хранения семейного очага, но хранения народа».


Может быть, потому с такой болью люди относятся к порокам к женской среде, потому столь тяжелое чувство вызывает падение нравственности среди женщин, ведь как хранительницы семейного очага именно они в первую очередь призваны вместе со своими мужьями заботиться о чистоте жизни, о хранении Богом данных устоев семейной жизни, отметил Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «Сегодня разлагающее влияние безбожного отношения к браку, к семье и к женщине в том числе проникает и в наше общество. Одна из задач Церкви, которая сегодня особым образом заботится о детях и молодежи, о подрастающем поколении, должна быть также и забота о женщине, о материнстве и детстве, о поддержании нравственности в женской среде, об ограждении женщин от тех пороков, которые особо усиленно навязываются юношеской и молодежной среде».


Похвала жен и слава женскому полу – Пречистая и Благословенная Дева – осеняя покровом Своим весь мир, конечно, особенно слышит женскую, материнскую молитву о мире, о семье, ибо Сама Она была Матерью, ибо Сама совершала то, что совершают женщины, воспитывая и поднимая ребенка, вкладывая в него свою любовь и всю силу своей души. Будем же и мы крепко молиться Царице Небесной о сохранении наших детей и юношества, об укреплении нравственности в наших семьях. Будем молиться о наших трудолюбивых и мужественных женщинах, которым выпало тяжелое служение, дабы Господь поддержал их силы, оградил от искушений и соблазнов, сделал их действительно нравственной опорой нашего общества. Верим, что Царица Небесная, послужившая нашему спасению, вместившая Невместимого Бога, способна будет вместить и все наши молитвы и все наши воздыхания и приклонит ко всем нам Свою милость и Свою любовь».


В слове после литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Егорьевского Марка с 45-летием со дня рождения и подарил ему памятную панагию.





Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=734