Вечер, посвящённый православным гимнографам в МДА

Дата 25/03/2009 12:00:06 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.



Особенностью учебного процесса в Регентской Школе при Московской Духовной Академии являются вечера, посвященные русским композиторам. Подобные вечера существенно дополняют учебную программу, способствуя развитию музыкально-исполнительского мастерства учащихся Школы.
В программе вечеров обычно участвуют несколько хоровых составов, которые наряду с хоровыми произведениями исполняют ансамблевые и сольные номера, или инструментальные сочинения. Канвой вечеров служит литературная композиция, состоящая из повествования и стихов. В последнее время в Регентской Школе прошли вечера, посвящённые колокольному звону, преподобному Сергию, а также композиторам П.Г.Чеснокову, М.И.Глинке, А.А.Архангельскому, нашему современнику - отцу Сергию Трубачеву, А.Д.Кастальскому и Д.С.Бортнянскому, С.В.Смоленскому.


22 марта 2009 года в Регентской Школе прошел очередной вечер-концерт, посвящённый творчеству православных гимнографов. Во вступлении было отмечено, что тема вечера особенно актуальна в наши дни, когда происходит канонизация большого количества новых святых, которым должны составляться службы и акафисты. К сожалению, изучением и исследованием гимнографии занимаются в настоящее время преимущественно светские исследователи, в связи с чем раскрытие подобной темы в практике концертного выступления в православном учебном заведении заслуживает особого внимания.


В начале концерта была ярко и образно представлена характеристика раннехристианских песнопений, описано искусство выдающегося богослова и гимнографа, опиравшегося на лучшие достижения античной литературы и поэзии, автора Гимна Спасителю – святителя Мефодия Патарского (†312; пам. 20 июня). Иллюстрацией его наследия стало исполнением гимна «Се Жених грядет в полунощи» в исполнении смешанного хора Регентской Школы под управлением преподавателя И.И. Денисовой.


Вниманию присутствующих были представлены сведения об организаторе церковно-певческой школы святителе Иоанне Златоусте, практиковавшем антифонное пение в противовес исполнению еретических гимнов, и святителе Амвросии Медиоланском, крупнейшем богослове христианской Церкви на Западе. Его песнопение «Тебе Бога хвалим» прозвучало в музыкальной обработке Д. Алеманова.


Расцвет церковной поэзии в V – VII веках был показан на примере творчества святого Романа Сладкопевца († ок. 556; пам. 1 окт.), кондак которому прозвучал в музыкальном обработке диакона Сергия Трубачева (†1995). Поэтичное описание образа Пресвятой Богородицы, сделанное пером древнего песнотворца, прозвучало в поэме «Мария у Креста».


Развитие в VIII веке жанра канона связано с творчеством святителя Андрея Критского (были исполнены песнопения из Великого Канона), преподобных Иоанна Дамаскина († ок. 780; пам. 4 дек.) и Косьмы Майумского († ок. 787; пам. 12 дек.). После красочно представленного сценического оформления удивительных событий из жизни святых прозвучало знаменитое сочинение  преподобного Косьмы: песнь Пресвятой Богородице - «Честнейшую Херувим». На вечере было красочно оформлено сценическое описание жизнедеятельности преподобного Иоанна, особенно – эпизод чудесного исцеления святого. Особое внимание было уделено деятельности и творчеству монахини Кассии, ирмосы и стихиры которой вошли в богатую сокровищницу церковных песнопений.


В заключении вечера прозвучала часть кантаты С.И.Танеева «Иоанн Дамаскин». В конце архимандрит Макарий поблагодарил участников концерта – преподавателей и учащихся Регентской Школы, Семинарии и Академии, затронувших в рамках концертного выступления столь актуальную сегодня тему, посвящённую деятельности христианских гимнографов.


Архимандрит Макарий


 





Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=698