Я в аптеке обнаружил кошерное маслице грецкого ореха. Как к этому относиться? (отвечает прот.Дмитрий Смирнов)

Дата 17/03/2009 0:00:05 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.


 - Заключенный спрашивает, можно ли ему поступить учиться на заочные курсы богословия? Если можно, то как?


- Дистанционная форма обучения есть в Свято - Тихоновском богословском университете. Надо с ними соединиться.
У них есть программы и для заключенных. Если это будет неудачно, пусть он напишет в наш Синодальный отдел письмо, и мы постараемся с ним связаться и что-то сделать.


 - Существуют различные толкования Евангелия - Феофилакта Болгарского, Лопухина. Вы не могли бы дать сравнительную характеристику, какое предпочтительнее?


- Понимаете, существует много видов транспорта - самолеты, электропоезда, автомобили. Если человеку нужно побыстрее, тогда он пользуется самолетом. Когда нужно с комфортом и не спеша, то поездом. А когда нужно очень срочно и не на очень далекие расстояния -  лучше автомобиль. Поэтому всем толкованиям можно, конечно, дать сравнительную характеристику. Но Вы должны сами выбрать, какое толкование в данном случае Вам нужно. Если Вы хотите мнение святого угодника Божия, например Иоанна Златоуста на толкование Иоанна Богослова, то, понятно, Вы будете это читать. Если хотите развернутое научное исследование, то лучше Лопухина. Если хотите получить святоотеческое мнение, то Феофилакт Болгарский подойдет. Хотя основная база его толкований состоит из мнений Иоанна Златоуста. Потом зависит еще от времени издания. Может быть, язык тяжел. То есть, Вы выбираете себе такие толкования, которые удобны и понятны. Тогда будет наибольшая польза.


 - У нас в Замоскворечье, на улице Новокузнецкой, 38 находится кафедральный собор Древлеправославной церкви. Чем она отличается от старообрядческой? Было ли подписание нашим почившим Патриархом Алексием какого-то документа о соединении Старообрядческой церкви с Православной Церковью?


- Такого документа нет. Есть документ, который разрешает православным использовать обряд, который был до 17 века по старопечатным книгам. Эти два обряда, современный и более архаичный признаны равночестными. А соединение возможно только, если наши родные старообрядцы вернутся в лоно православия через таинство миропомазания. Это  всегда возможно. И не только для старообрядцев. Это возможно и для протестантов, и для всех других христианских конфессий. Но такого соединения пока не намечается. И по поводу этого даже диалог не идет. Существует у нас в лоне православия так называемое единоверие. Это было целое большое движение по соединению с православием еще до прежде всяких таких соборных решений по поводу церковных обрядов. Они служили по старым книгам. Но духовенство в них поставлялось законно от православной иерархии. То есть, они внешне и по своему уставу жизни и по одежде ничем не отличались от старообрядцев. Но иерархия была законна. Как это ни печально, у наших старообрядцев, даже тех, которые признают священство, иерархия незаконная. В этом самая главная проблема. Пока этот вопрос не разрешиться в кротости, смирении и богословской обоснованности, они, к сожалению, будут от нас отъединены.


- Я был у Вас в аптеке, и у меня смущение возникло, потому что обнаружил кошерное маслице грецкого ореха. Маленькими буковками написано. Я показал Вашему провизору. Хотел узнать, как к этому относиться?


- Это значит, что масло можно употреблять религиозным евреям. Для православных надпись мелкими буквами не возбраняет употребления. Это не ритуальная еда. Тут мы ни в чем не погрешаем. Не вижу здесь никаких подвохов или возможности каким-то образом нарушить Устав Церкви, или наши правила. Может быть, есть какие-то другие мнения. Но я всегда готов выслушать с большим интересом.


- Еще о храме на Новокузнецкой. Там Александр именует себя древлеправославным патриархом Московским и всея Руси. Я не думаю, чтобы он при каких-либо обстоятельствах пошел на воссоединение.


- Я тоже не думаю.


- А вот покойный Алипий именовал себя «митрополит старообрядческий и всея Руси». Т.е. у нас было три таких течения, я уже о единоверцах и не говорю, которые вошли в наше лоно. Вот что Вы скажете по поводу древлеправославных?


- То самое же мы наблюдаем и у наших -  они обижаются на это слово, но я не нахожу ничего плохого -  сектантов. Одни называют себя христиане евангельской веры. А другие - христиане веры евангельской. Хотя что в лоб, что по лбу. Это просто чтобы себя отделять. На самом деле, древлеправославные -  это тоже старообрядческая конфессия, которая употребляет старые печатные книги, чтобы отделять себя от других согласий. Разные ветви нашего русского старообрядчества по-разному назывались - Поморского согласия, Федосеевского соглашения, Рогожского согласия, Новозыбковские, Белокриницкие и так далее. А уж именовать себя «патриархами» -  это на здоровье. Если мы с Вами, Вы и я наберем еще 10 женщин, зарегистрируем общину в  том же Замоскворечье и назовем ее «Очень древлеправославная церковь». Вы будете патриарх, будет при вас дьякон или шофер, а женщины будут нашим народом. И будем служить как заблагорассудится, хоть по китайским книгам. А называться «очень, очень, очень древлеправославные». Можно как угодно себя величать. Если бы мы жили до 17-го года, конечно, таких чудачеств  государственная власть не позволила бы. А сейчас у нас время плюрализма. У нас есть даже священники, очень известные в определенном кругу, которые вообще никакой конфессии не принадлежат - или таким церквям, которые именуют себя свободными. «Русская Свободная Православная Церковь». Только не говорят, от чего свободная. От морали, от церковных правил, от подчинения закону и от всяких норм человеческого поведения. Да, есть такая церковь. Ну, так что? Это просто одно из направлений. До революции старообрядчество было развито. Там было много образованных людей. Сейчас, к сожалению, их становится меньше и меньше. Вообще, когда-то это было очень модное течение, туда входили миллионы. Но старообрядцев советская власть так же и прижимала и преследовала, как и православных и всех остальных. Но, к сожалению,  такой удар, который нанесла советская власть православию, старообрядчество не смогло выдержать. Может быть, они за счет какой-то экзотики пытаются себя обозначить в религиозном пространстве.


 - Есть ли разница в толковании вопроса ответственности детей за поступки родителей и родителей за поступки детей?


- Родители отвечают за поступки детей в административном порядке, если дитя до 14 лет совершает какое-то антиобщественное деяние. Если дети уже взрослые, то родители не несут ответственности. Если Вы имеете в виду ответственность перед Богом, то это ответственность не юридическая. А перед Богом вообще мы все несем ответственность не только за своих детей, вообще за все, что происходит. За тот дух времени, в котором мы с вами живем. Хотя мы можем непосредственно и не быть виноватыми в тех или иных явлениях, но раз мы живем в это время и ничего не меняем ни внутри себя, ни вокруг, то, значит, мы несем ответственность перед Богом. Но, понимаете, сейчас слово ответственность очень часто звучит. А это говорит о том, что никто никакой ответственности не несет. Это просто люди такой термин называют, чтобы придать вес своим словам, потому что бессмысленно взывать к человеку, который не имеет чувства ответственности. Например, меня всегда забавляет, когда заявляют, что журналисты должны быть ответственны за то, что они говорят и пишут. Ну, должны быть, но чего-то не слыхать и не видать. Хотя всякие декларации подписывали, и прочее, и прочее. Ну, должны быть, дальше что?


 Все на самом деле очень просто. Если ты занимался своим ребенком, воспитывал его, но упустил, ответственен ты за то, что он стал не тем, кем бы ты хотел? Ну, конечно, ответственен. С другой стороны, горе, которое ты испытываешь по поводу того, что он стал крокодилом - это же твое горе. Вот и наслаждайся теперь, наблюдай. Потому что нужно было быть внимательным к своей родительской ответственности.


 - Я вот в Евангелии прочитал, что Христос сказал нам:  "Горе вам, книжники, фарисеи и лицемеры". И потом прочитал определение лицемеров, и оказалось, что я лицемер. Определение такое, что человек называющий себя верующий, но не исполняющий религиозные обряды, есть лицемер. Мне стыдно за себя. Это верно или нет? Получается, чем краше религиозный обряд - то тем дальше от лицемерства. И недаром мы выбрали византийский обряд. Или я запутался?


- Мы уже касались этого вопроса. Обряд в переводе на современный русский язык - это одежда. Говорят же, что хотя по одежке встречают, но провожают все-таки по уму. Поэтому у нас может быть византийский обряд, может быть другой. Например, я знавал в юности  одного священника. Я- то был молодой, а он уже был довольно старый. Так вот он рассказывал, что они служили таким обрядам в концентрационном лагере - на пеньке раскладывали кусочек антиминса дециметровой площади, с мощами. И на этом импровизированном антиминсе клали пузырек с клюквенным соком и сделанный из пайки черного, а не белого хлеба, это даже нельзя было назвать просфорой, это был агнец. Они наизусть пели эту литургию минут за 20, без антифонов, конечно. Конечно, не было у батюшки ни фелони, ни подризника, ни пояса, ни палицы. Митры не было, царских врат, ни открытий, ни закрытий, ни посоха - а ему полагался посох, потому что он был архимандритом. Ничего этого не было. Вместо епитрахили  было полотенце которое, предварительно устно, по памяти осветили, как могли. И все, кто в этом участвовал, обычно двое-трое, они так приобщались Святых Христовых Тайн. И, понимаете, здесь было нарушено, все что только можно. Все каноны в этой Литургии на лесоповале были нарушены до одного. Кроме, может быть, чинопоследования Литургии. Но ни один человек в мире, начиная от папы Римского, и кончая всеми забытым несчастным, умирающим в Доме престарелых, никогда не сказал бы, что это была не настоящая Литургия. Поэтому дело не в обряде. И лицемерие  - это не значит нарушение обряда. Обряд для нас всех - и православных, и католиков - вещь драгоценная. Мы следуем нашему преданию и, если говорить по латыни, традиции, это одно и то же. Но главное в предании - не передача формы обряда от поколения к поколению, лучше сказать - не только это. А главное - это дух, дух Евангелия. И вот, если мы говорим о себе, что мы христиане, а живем не по христиански, то это и есть лицемерие. Не нарушение обряда, а наша не христианская жизнь. Вот тот человек, о котором я говорил, настоящий христианин. Я даже совершенно уверен, что он святой. У всех остальных, я могу это и про себя это сказать, просто мера лицемерия разная. Поэтому мыслите вы правильно. Но обряд определенную роль в жизни Церкви, безусловно, играет. Обряд нас объединяет, но в разных условиях обряд может и меняться, или там правило какое-то. Есть же правило, что приходить нужно к началу часов, а уходить после отпуста, целуя крест. Хорошо, а если ребеночку 40 дней от роду, ему надо обязательно к часам приходить? Понятно же, нет. Если мама его принесет за пять минут до причастия, что ж от этого таинство потеряет силу? Нет, конечно.


- Как относиться к людям, которые лечат, изгоняют бесов от имени Иисуса Христа?


- Если хотите быть в духовной безопасности, нужно от этих людей бежать как от чумы и обходить их за три версты. И то же самое передавать своим друзьям и знакомым, которые Вас смогут послушать. Потому что это дерзкое самочиние. И потом не все, что было в священной евангельской истории, можно экстраполировать на нашу жизнь. Вот, если мне кто-то скажет, что вчера под Дюссельдорфом некий человек взял пять хлебов и две рыбы, благословил и накормил 5 тысяч человек - что на это я скажу? Я скажу, что он либо факир и гипнотизер, либо жулик, другого не дано. Ведь нельзя то, что происходило тогда, полностью переносить на нашу почву! Вот, собственно, и все.


 - Моему сыну 20 лет, он играет в игровые автоматы. Нет сил и надежды. Батюшка, скажите слово в утешенье.


- В утешенье советую Вам подать в суд на правительство города, где он играет. Потому что уже был принят закон, чтоб ограничить и запретить азартные игры. Но это продолжается. Вы понесли ущерб, подавайте в суд. Это теперь уже считается заболеванием. Раз ваш сын заболел в силу того, что правительство города, в котором Вы живете, допустило это -  оно должно Вам выплатить моральный и материальный ущерб. Что из этого выйдет, я не знаю. Но добиваться нужно. Если откажут, значит, надо обращаться  в следующую инстанцию, вплоть до всех и даже иностранных. Мы будем терпеть это безобразие, потому что разрешающие чиновничьи инстанции имеют деньги с казино и со всех автоматов. Поэтому они всячески тормозят их закрытие. Хотя закрыть не представляет никакого труда, дай Бог доброго здоровья юному Кадырову, он в две недели все закрыл, очистил всю Чечню от игральных автоматов. Почему это не могут сделать в обеих столицах и во всех других городах? Только по одной причине. Причем медлят, какие-то придумывают зоны. Чем занимаются люди, которые организовывают игорный бизнес? Они убивают граждан, разоряют семьи, они калечат детей. Да это равносильно тому, чтобы открыто разрешить торговлю наркотиками! Точки устраивать, ларьки в метро, и еще с этого иметь! Это просто возмутительно. Поэтому, раз Вы от этого страдаете, направьте энергию на борьбу с этим. Найдите женщин, которые также пострадали. Начинайте это движение. Потом еще - ну, это уж я не буду говорить, а то потом скажут, что экстремизмом занимаюсь.


 - Экуменизм  - это путь к единству. И знаю, что есть заповедь Христа "Да будет все едино как образ любви". Объясните, какой вред, если мы, православные, молимся, причащаемся вместе с католиками? Святой Дух у нас исходит от Отца, у них по другому - но мне кажется, что это не важно. Расскажите, что такое экуменизм и возможен ли он в наше время.


- Экуменизм, конечно, не возможен, потому что, если Римско-католическая церковь откажется от своей доктрины, в центре которой стоит Папа Римский, то развалится. Если православные примут унию с Римом, уже две попытки было, то они разбредутся, перестанут ходить в эти так называемые православные храмы, потому что они уже станут католическими. Хотя, может быть, и обряд сохранится на какое-то время. Такое уже было. Существуют же у нас на Украине так называемые греко-католики. Они и не греки, они и не католики. А пишут термин такой, что чуднее не придумаешь. Поэтому на соединение и объединение не пойдет ни одна Церковь. Это совершенно исключено. А что такое экуменизм? Если глядеть в корень, это такой как бы туризм за счет бюджета своих церквей. Потому что умные люди, которые прочли все возможные книги по этому вопросу на разных языках, есть везде. Всем давно все ясно. Но чтобы объединиться, нужно перешагнуть через тысячелетнюю традицию, а чтобы, допустим, с армянами объединиться, 1600-летнюю. Это очень и очень трудно, нереально. Но движение такое есть. Для чего? Потому что Церковь, помимо своей сакраментальной сущности, имеет внешнюю организацию. И там используются процедуры, похожие на те, которые применяют в государстве. Ну, например, выборы Патриарха или Папы Римского. Нечто подобное происходит и в странах, где власть верховная является выборной. Есть общие проблемы, которые стоят перед Церквями. Например, проблема исчезновения семьи существует для русских, для поляков, для итальянцев, для всего христианского мира. И в этом направлении мы можем сотрудничать. Участвовать в совместных конференциях, осмысливать, искать какие-то формы противодействия. В этом смысле экуменизм полезен  и даже конструктивен. Это вещь нужная, когда христиане одной конфессии помогают материально христианам другой конфессии. Когда не ведут подрывную работу, не занимаются прозелитизмом, то есть, не обращают в свою веру тех, кто корнями уходит в другую. Русская Православная Церковь постоянно об этом заявляет. Так что, в принципе, экуменизм как диалог уточнения позиций или заимствование некоего опыта жизни в секуляризованном государстве - это вещь полезная. Но, к сожалению, очень много в мире дикарей, которые шарахаются просто от терминов, не понимая сути и процесса, и что за этим стоит, кто в этом участвует. Для них слово экуменизм является таким жупелом. Потому что им кажется, что кто-то там с кем-то будет объединяться. Это просто смешно. Сейчас даже народы разъединяются. Вот та же Украина. Никогда не было такого государства. И  все болезненные процессы, которые там происходят, захват власти кликой, поставленной американцами, показывают всему миру, что народ, который живет на Украине, он прекрасно может существовать без власти. Они там кого-то ругают, что-то говорят, а люди живут. Им никакая, собственно, власть не нужна. И может быть, это приведет к такой ситуации, что вообще все перестанут налоги платить. А то, что они не могут друг с другом договориться, тоже понятно. Потому что искусственно соединили два народа. Тот, кто живет на востоке Украины, совсем другой, чем тот, кто живет там на западе. Вот их соединили, потому что так граница в СССР проходила. Но эта граница вообще никакой роли не играла! Эта граница была проведена на будущее. Что вот по ней мы потом отломим от России определенный кусок. Специально люди этим занимались и вот оно, так сказать, сработало через 70 лет. А болезни остались, и останутся, и вообще, можно только пожалеть страну и всех, кто в ней живет. Вот к чему такие вещи приводят. О каком объединении разных Церквей может идти речь? Правда, то, что русское Зарубежье соединилось с Русской Православной Церковью - слава православию. Но в мире, где из трех браков два кончаются  разводом, какое возможно соединение Церквей? Ну, нет такого ресурса. Поэтому об этом и мечтать нельзя, хотя мы продолжаем молиться о соединении всех христиан в одно целое. Мы слишком большой путь прошли независимо друг от друга. Поэтому такой угрозы нет. Это возможно только в одном случае, если Церковь совсем обессилеет, и всем будет на все наплевать. Ну, искусственно можно бумагу составить, что все теперь едины. Но это ничего не изменит. Унию два раза принимали, и все равно ничего не вышло. Не соединилось православие с католицизмом. Но еще смешней, если  весь огромный миллиардный католический Запад вдруг соединится с 250-миллионным православием. Вот сейчас католики скажут: ну, простите нас, окаянных, мы сейчас все отменим то, что было после 11 века, поделим все и вернемся к старому. Это нереально, у них менталитет другой, они не мыслят церкви вне папства. Это их кредо - символ веры. Вот что можно по этому поводу сказать.


 - В последние годы очень назойливо навязываются символы китайского языческого календаря. Какова, помимо коммерческого интереса причина возникновения этого явления? Не видите ли Вы духовной причины?


- Вижу одно. Эта духовная причина описывается в старинной русской пословице: "Свято место пусто не бывает". Русский человек по своей природе очень религиозен. Но освоить православие для большинства людей не представляется возможным. Потому что нужно пройти очень большой серьезный курс. На этот курс у большинства людей просто ума не хватит. И чтобы народ как-то приобщить к православной вере, нужно начинать с первого класса. Потихонечку изучать, чтобы дитя выросло и тем самым себя обезопасило. Но тяга ко всяким потусторонним вещам у русского народа очень сильная. Поэтому у нас 60% процентов населения верят в астрологию. Но, а раз народ в это верит, бизнесмены-то, они обязательно это должны эксплуатировать. Ведь все люди любят тайну и всякие древности. И поэтому им говорят вот это очень древнее, древнее. И дальше уже подсовывают чего-нибудь китайское, тибетское, и т.д. А вот возьми, любого посели в Тибет и скажи: хочешь жить как тибетец - давай, вот тебе Тибет? Или вот там Индия? Она очень древняя. Поклоняются слонишкам там, богине Кали, все усеяно человеческими черепами, ожерельями, еще чем-то. Ну, поживи, посмотри, как живут люди, которые этим богам поклоняются. Как они хоронят усопших. Поживи, понюхай это все, потому что вонь стоит ужасная. И сделай выводы. Но люди в большинстве своем необразованные. И поэтому такие вещи имеют коммерческий успех. Начиная от телевидения, и кончая всякими торговцами, эксплуатируют эту тягу к экзотике. Как этот самый Хэллуин или день святого Валентина. Только чтобы продать какие-то совершенно бессмысленные вещи. Но одно дело православие, которое зовет человека к преображению своей природы. А другое дело -  в бубен бей, и все. Или как один дядька по телевизору говорит - в баню сходим, все грехи смоем. Это же гораздо проще - три раза окунулся, и все грехи смыл, чем книги читать, Богу молиться, исповедь совершать. А тут в бубен стукнул, подымил какой-то травкой, что-нибудь себе на лбу нарисовал, или голову побрил -  вот тебе и все. Человек как существо ленивое, выбирает себе путь простой. Христианство что предлагает? Дай кровь, прими дух, в мире скорбны будете -  вот что Господь предлагает человеку. Конечно, за Христом идти на Голгофу -  нет, нам дай Бог доброго здоровья и подольше пожить и чтобы во сне незаметно умереть. А для этого драконы существуют, в которых надо верить. Числа складывать, вычитать. Бояться не Господа Бога надо, а числа 666. Бояться не греха, а бояться, что на булке с хлебом стоит штрих-код, и так далее. То есть человек выбирает что-то попроще. Ну, и всегда найдутся охотники, которые из этого делают свой бизнес. Вот, мол,  Церковь не права, поэтому ты отдай мне все свои деньги, и я на эти деньги себе дом построю. И ты тогда спасешься. Вот и собственно весь результат.


У человека есть тяга к познанию высшего. Но познание действительно высшего требует очень значительных усилий, и физических, и душевных, и духовных. А вот это уж извините. Потому что на самом деле Церковь может любому человеку дать адекватный ответ на любое вопрошание. На любой вопрос практически. Причем ответ прямо от Господа Бога, то есть истина в последней инстанции. Но человек все-таки что-то хочет такое все равно свое. Поэтому, чтобы себе облегчить жизнь, думает: сейчас куплю плюшевого быка, выпью шампанского с содой и с марганцовокислым калием, рога на голову надену и буду целый год счастлив. Конечно, чушь собачья. Но падшее человеческое сознание гораздо легче поверит в собачью чушь, чем в то, что предлагает христианское учение. Если человек опоздал и скажет правду - я там проспал, это вызовет раздражение. А вот если придумаешь какую-то историю там - в пробку попал, ногу подвернул, бабушка заболела - уже другое. Чем больше наврешь с три короба - тем лучше тебя примут. Этим и пользуются политики. С помощью специальных служб, либо опросов общественного мнения знают, что нужно народу, и то ему и говорят. Народу нужно хлеба -  хлеба давай. Народу нужно земли -  вся земля народу. Наговоришь, наговоришь, и все миллионы за тобой пойдут. Хотя где эту землю брать, на Луне что ли? А когда уж придут к власти, начинают всякие репрессии. И как только кто пикнет, сразу в тюрьму и все очень просто делается. Это так сказать общее место.


- Почему наш президент Дмитрий Медведев, православный человек, принял благословение от Святейшего Патриарха на президентство, не предпринимает никаких мер по устранению абортов? Почему они узаконены на государственном уровне? Что Вы можете по этому поводу сказать?


- Много чего могу сказать. Во-первых, ни один президент в своей стране не свободен, даже если построил полностью тоталитарную и единоличную властную систему. Он очень зависит и от аппарата, и от общественного мнения. И вообще от тех людей, которые его привели к власти. Поэтому любой президент что американский, что пакистанский и наш может сделать не все. И вот в рамках того, что он может сделать, если он сделает, это будет всеми любимый народный президент. Потому что обычно вся энергия уходит на то, чтобы выполнять свои обязательства. Отмена или запрет абортов - эта мера будет непопулярна. А каждый президент стремится к тому, чтоб рейтинг показывал бы его популярность. Поэтому борьба с абортами требует определенной, довольно трудной, подготовки. Я не знаю, я не знаком лично с Дмитрием Анатольевичем. Но, что касается вообще всей политики, что ни один президент не может свободно, по своему удовольствию или пониманию, поступать - я совершенно убежден. Даже  по своему вероисповедованию. Мы же видели, какие были проблемы в Турции у человека, верующего мусульманина, чтобы  прийти к власти. Там были целые митинги, сотни тысяч людей вышли на улицы. Их ведь кто-то собрал, чтобы не допустить религиозного человека к власти, потому что боялись этого. Ну, может быть, и деньжат дали. Чтобы он не вернул Турцию к исламским религиозным традициям. Не хотят люди, чтобы страна менялась в сторону религиозных правил. Вот поэтому и Медведев вынужден с этим считаться, я так думаю.


- Я недавно открыла "Русский медицинский журнал". На обложке икона, католическая. А внутри академики очень высокого уровня доказывают, что наши подростки без царя в голове, единственное, что остается, это прописывать им в огромных дозах гормональные контрацептивы. Но это же ничем не лучше, чем игорные автоматы, которые распространяются по всей стране! И за это тоже, может быть, надо в суд подавать.


- Здесь-то в суд подавать бесполезно. Потому что мнение академиков для суда будет более авторитетно. Игорный бизнес всегда в руках криминала, в этом смысле проще. А что касается академиков…Я  с Шумаковым Валерием Ивановичем, Царство ему Небесное, сколько раз сталкивался по разным поводам. Он говорил: мы спасаем людей, а Вы говорите нам о каких-то морально- этических нормах! То есть он даже не понимал вопроса. Выросшие при советском режиме люди такие, что у них морали нет, они руководствуются совершенно другими принципами. Очень печально, но факт. Мы из этого будем выходить десятилетиями, а может быть, и никогда не выйдем, к сожалению.


 


 





Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=671