В день памяти мученика Трифона Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение в Знаменском храме в Переяславской слободе.

Дата 15/02/2009 0:00:03 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.


МОСКВА


14 февраля 2009 года, в день памяти святого мученика Трифона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию и молебен святому в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископ Бронницкий Феофилакт, столичное духовенство, клирики храма.


Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыне храма – иконе мученика Трифона с частицей мощей святого. За Божественной литургией пели три хора, один из которых детский. Храм был полон молящихся.


По прочтении Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.


Его Святейшество отметил, что в Знаменском храме пребывает чудотворный образ мученика Трифона из церкви, что была построена в Москве на месте чуда, совершенного этим святым. «То случилось в XVI веке при царе Иоанне Грозном, и чудо было очень простым, семейным, человеческим, почти домашним, – рассказал Святейший Патриарх. – Потерялся раз во время охоты у царя сокол, которого он любил, и поручил Иоанн Грозный найти эту птицу одному из своих слуг. Несчастный юноша по имени Трифон никак не мог выполнить приказ царя. Усердно помолившись своему небесному покровителю, во сне имел он видение, как некий юный муж на коне указывал ему место нахождения потерянной птицы. Пробудившись ото сна, Трифон нашел ее в том месте, и позже здесь была построена известная московская церковь».


«Какая удивительная связь: XVI век, Москва – и III столетие, Малая Азия, Римская империя, где жил другой юноша по имени Трифон, – отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – История донесла до нас мало сведений о его жизни, но был он личностью совершенно незаурядной, прославился тем, что исцелял людей силой Господа Иисуса Христа. Он был христианином, лечил и исцелял, совершал другие удивительные деяния. Например, когда его деревне угрожало нашествие вредных насекомых, способных истребить весь урожай, то по молитвам Трифона это нашествие было остановлено, урожай был спасен. История доносит до нас и сведения о том, как силой Божией Трифон исцелил душевно больную дочь римского императора, помогал многим другим».


Повествуя далее о житии святого, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «В III веке к власти в Риме пришел Декий. И всего-то царствовал этот император два года, но успел за время своего правления оставить страшный кровавый след на теле народа. Он решил по примеру некоторых своих предшественников поднять гонения на христиан. И конечно тут же чей-то перст указал на Трифона – христианина, известного всей округе. Когда стали его принуждать отказаться от веры, святой не отрекся от нее. И перед тем, как казнить Трифона, власти подвергли его страшным мучениям: тело рвали железными крюками, но это показалось недостаточным, и к истерзанному телу стали прикасаться огнем, раскаленным металлом. Даже таких страшных мучений оказалось мало гонителям – они приказали вбить в стопы святого железные гвозди и требовали, чтобы он шел на этих гвоздях. И все же никакие страшные муки не смогли сломить святого Трифона, и тогда правитель повелел отсечь ему голову. Склонился мученик со смирением и духовной силой перед палачом, но Господь взял душу святого Трифона до того, как меч коснулся его тела».


Отметив, что современным людям даже картину этих мучений представить трудно, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Возникает вопрос, какой же силой святой Трифон переносил эти страдания? Многим из нас приходилось обжигаться – о горящую свечу, об утюг. Мы знаем, как реагируем в таком случае, – резко отдергиваем руку от раскаленного предмета, потому что даже мгновение нестерпимой боли кажется вечностью. Но как же можно было терпеть прикосновения огнем к разорванному железными крюками телу, не издавая даже крика? Попробуйте найти столь сильного человека, чтоб выдержал подобные страдания, не издав ни одного звука. Это невозможно, потому что боль, которая была причинена мучителями святому Трифону, превышает способность человека справиться с ней. Это уже за пределами физических возможностей. Какой же силой преодолевал святой Трифон беспредельную боль? Ответ, конечно, только один – силой Божией, ибо никаким человеческим терпением и мужеством невозможно справиться с таким мучением».


Мы почитаем святых мучеников за то, что через их мучения и страдания явлена великая и спасающая сила Божия, подчеркнул Его Святейшество: «Пример мучеников помогает нам понять, что означает сила Божия применительно к человеческой жизни, к человеческой личности. И мы видим на этом примере, как Господь возвышает человека, как делает его сильным и непобедимым, дает способность сопротивляться злу, гонителям и даже самой страшной боли. Мученики предстают как герои духа, и мы со смирением преклоняем перед ними главу, молимся им. Они живые примеры того, что Бог совершает, когда человек открывает свой ум и сердце навстречу Господу».


«Кто-то может сказать: да, чего только в истории не было, какие только подвижники и герои не жили в стародавние времена, а вот выйдем мы сейчас из этого храма, окажемся в центре большого города, и как будет трудно то, что мы слышали за богослужением о святом мученике Трифоне, соотнести с опытом нашей современной жизни», – продолжил Святейший Владыка. Однако, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, на самом деле все, что было актуально во времена святого мученика Трифона, и сегодня не теряет своей силы, своего значения и смысла. Да и обстоятельства жизни, внешне меняясь, по сути остаются теми же: человек живет со своими страстями, грехами, слабостями и одновременно каждому, даже самому грешному человеку, преподается Божия благодать и сила, если он готов принять ее и желает этого.


Исповедничество веры Христовой возможно и сегодня. Чтобы быть верным Спасителю, не обязательно это доказывать физическими мучениями, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Напомнив, что во времена гонений христиане преодолевали немалый соблазн, когда гонители веры предлагали им либо отказаться от Христа и обрести спокойную жизнь, вернуться в свои дома, жить так, как живут все, – или принять страдания и мученическую смерть, Его Святейшество сказал: «Но ведь и сегодня есть соблазн, есть люди, которые предлагают нам либо остаться со Христом и переносить испытания, идти по жизни узким путем, либо отказаться от него и следовать широким путем, которым идут почти все, ни о чем не думая, наслаждаясь жизнью, видя главную цель своего бытия в том, чтобы жить богато, как можно больше потреблять благ, наслаждаться жизнью».


«Сегодня вроде бы никто не требует от нас физических страданий, чтобы доказать свою верность Спасителю, но искушения сего дня – не меньше, чем тех древних лет, – подчеркнул Первосвятитель. – Как сильно звучат слова Господа, обращенные к апостолам, а через них – ко всем нам: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10. 28). Ныне от христианина требуется такие же мужество, терпение, сила воли, но самое главное – доверие к Господу и принятие Его в свое сердце, чтобы противостоять соблазнам жизни, как во времена Рима требовалось терпение, воля и сила веры, чтобы вынести физические мучения за Господа и Спасителя».


И сегодня от нас требуется вера во Христа и верность Господу, и требования этого дня не меньше, чем дней древних, только искушения и соблазны стали более изощренными, напомнил Святейший Патриарх: «Сегодня вроде бы никто не требует от нас отказаться от Господа, никто не наказывает за то, что мы посещаем храмы, крестим детей, открыто проявляем свою религиозность. Тем не менее, в этих условиях религиозной свободы другие искушения, по сути своей не меньшие, а может быть, более утонченные и сильные, воздействуют на наше сознание и волю, отрывая нас от Господа».


Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что во многих богатых странах, на которые нередко показывают всем как на пример для подражания, происходит массовый отход людей от веры, и не потому, что их кто-то гонит, не потому, что верующим быть опасно. Там открыты церкви, есть богословские высшие учебные заведения, много семинарий, духовных школ, но все это стоит пустым – народ уходит из храмов. И страны, которые еще недавно называли себя христианскими, сегодня боятся или не желают именовать себя так. Сегодня даже слово «Рождество», а это ведь название самого известного и популярного в этих государствах праздника, изгоняется из обихода, а в некоторых местах даже запрещают публично ставить Рождественские елки, потому что они напоминают о Рождестве Христовом.


«Людей не принуждают насильно отказаться от веры. Какой же тогда силой отрываются человеческие души от Бога? Соблазнами, указанием ложных жизненных путей, когда людям представляют иные цели и ценности, когда им не столько говорят, сколько показывают внешнюю привлекательность жизни не по закону духа, а по закону плоти. Эта жизнь по закону плоти, по похоти человеческой становится идеалом: ешь, что пожелаешь, и как можно больше, пей, что хочешь, наслаждайся жизнью. Нет никаких условностей. Зачем хранить чистоту семейных отношений, зачем хранить целомудрие? Все это пережитки прошлого. Живи по закону инстинкта! И как же просто жить человеку по этому закону: не требуется никаких волевых установок, никакого самоограничения, никакого контроля – все возможно. И люди с легкостью, без всякой идеологической пропаганды, без всякого насилия или принуждения постепенно как бы обволакиваются этой страшной и губительной трясиной, в которую засасывает, как в бездонное болото. Человек не успевает даже понять, то с ним происходит, – а он уже там, в трясине, где нет кислорода, где нет жизни», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.


Предстоятель Русской Православной Церкви отметил: «Этот образ жизни, стандарты мысли, жизненная философия являются сегодня великим соблазном для молодежи. На эту ложную и опасную идею работают сегодня и средства массовой информации, эти красивые глянцевые журналы с рекламой, которые погружают человека в нереальный, не существующий виртуальный мир. Но ведь как они притягивают взор! Как они возбуждают чувства человека, как толкают его на то, чтобы он покупал что-то новое, чтобы стремился к приобретению того, чего у него еще нет. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. А вот вся эта индустрия, направленная на поддержку ложных ценностей и целей, убивает душу, засасывая в трясину, в болото, где нет воздуха – духовного воздуха, необходимого для жизни человека».


Легко ли этим соблазнам противостоять, особенно молодым людям, когда на них обрушивается столь мощная пропаганда, которая так легко, как бы без всякого конфликта захватывает ум и сердце, задает вопрос Его Святейшество. «Совсем нелегко. Всегда трудно идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное. Но только идя по тому пути, мы дышим кислородом веры, напитываем свою душу силой Божией, становимся непобедимыми, как был непобедим святой мученик Трифон», – завил Святейший Патриарх.


Он подчеркнул, что быть христианином в современном мире значит каждый день быть исповедником веры без видимых физических мучений, испытаний, и в этом исповедничестве – великий подвиг.


«Сердце радуется, когда Отечестве нашем, в исторической России, видим мы переполненные храмы, молодежь нашу, которая идет по пути веры. Радуется сердце и возносится к Богу молитва, чтобы никакие соблазны и искушения не остановили это поступательное движение нашего народа, который, пройдя через физические мучения за веру, сегодня понимает, что значит быть христианином. И мы должны высоко нести это звание христианина, чтобы пример христианской жизни был сильнее соблазнов, которые обрушивают на нас современные СМИ, чтобы пример этот был притягателен для людей и помогал понять, в чем состоит смысл жизни, дабы с этим осознанием являлась нам сила Божия, укрепляющая нас на жизненном пути», – сказал в завершение проповеди Предстоятель Русской Православной Церкви.


По окончании литургии настоятель храма протоиерей Федор Рожик обратился к Святейшему Патриарху Кириллу со словами приветствия: «В этот радостный и святой день, когда Церковь прославляет великого угодника Божия мученика и чудотворца Трифона, все мы преисполнены великой радости и неизреченной благодарности Господу нашему Иисусу Христу за великую милость, явленную нам избранием Вашей Святыни шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси – Первосвятителем Святой Русской Православной Церкви. Примите от всех нас – клириков и прихожан этого святого храма – поздравления и пожелания крепкого здоровья, помощи Божией, чтобы лета Вашего Святейшества были многими и благословенными». Отец Феодор особо поблагодарил Святейшего Патриарха за то, что он в продолжение сложившейся традиции, по которой в день памяти мученика Трифона в храме совершаются Патриаршие службы, прибыл сюда сегодня и возглавил Божественную литургию.


«В знак нашей любви, благодарности, послушания примите, Святейший Владыка, в дар этот образ Спаса Нерукотворного и благословите нас», – сказал настоятель храма.


Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил за дар и добрые пожелания.


«Благодарю Бога, что свое первое Патриаршее богослужение вне кафедрального собора в городе Москве я совершил в этом святом храме, где пребывает чудотворный образ святого мученика Трифона, в день его памяти», – сказал в ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он подчеркнул, что сей великий угодник Божий был близок не только нашим предкам, жившим в XVI веке, но и каждому из нас, кто обращается к нему с верой, кто горячо призывает его помощь.


«Как Господь слышал имя Трифона из сонма отроков, совершавших чудеса, так слышит Он его молитвы и сегодня. И потому наше почитание святого мученика Трифона восходит к древней традиции людей, которые в своем реальном жизненном опыте запечатлели помощь святого мученика Трифона, – отметил Его Святейшество. – Молитвами святого да исцелит Господь всех страждущих, больных душевными болезнями, коих ныне огромное количество, и болезней физических, которые не оставляют людей, несмотря ни на какие успехи медицины. Мы знаем, что Бог, Творец мира, способен исцелить Свое творение по вере тех, кто взывает к Нему».


Призвав на клир и прихожан храма Божие благословение, особо отметив участие в литургии детского хора, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Важно, чтобы кроме богослужения, которое мы совершаем все вместе, развивалась богатая и яркая приходская жизнь, чтобы при приходе воспитывались в воскресных школах дети, чтобы осуществлялась работа с юными душами, которые наиболее подвержены искушениям, чтобы и люди пожилые, одинокие чувствовали, что в этом месте – их родной дом, чтобы они не ощущали одиночества и горя, но исцелялись благодатью Божией, заботой духовенства, верующих людей. Дай Бог, чтобы на каждом нашем приходе осуществлялась христианская жизнь: горячая молитва, взаимная поддержка и помощь, и воспитание подрастающего поколения. И тогда в ответ на наши усилия Господь из одиноких сделает людей радостных и счастливых, из больных – здоровых, из страждущих – веселящихся, потому что сила Божия способна препобедить любой наш недуг и любую нашу слабость».





Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=603