Православные священнослужители уверены, что российское образование утрачивает присущую ему фундаментальность.

Дата 01/09/2008 12:00:03 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.


МОСКВА


Российское образование утрачивает присущую ему фундаментальность, считает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов. "Система нашего образования – в кризисе, – заявил отец Борис в интервью сайту Regions.ru, сообщает Русская линия.
– Одна из важнейших причин этого – утрата фундаментальности знаний. Придание знанию функционального значения и технологизация учебного процесса, т.е. процесса преподавания и усвоения знаний, приобретают сейчас глобальный характер", – считает отец Борис.


"Но это не единственная причина. Есть причина более глубокого залегания. Она заключается в том, что образование в дореволюционной России воспринималось почти буквально исходя из понятия образа Божия в человеке. Другое дело, насколько удачно эта идея воплощалась на практике. Но в русской культуре эта идея имеет очень глубокие религиозные корни и занимает в ней очень важное место. И в свою очередь причина разрушения фундаментальности знания и превращения его в объект эксплуатации заключается в забвении главной цели образования – восстановление образа и подобия Божия в человеке. Какой бы нереальной, может быть, для многих ни казалась эта идея, но так или иначе она должна присутствовать в нашей системе образования", – уверен отец Борис.


"Итак, если мы осознаем состояние кризиса в системе образования, мы должны осознать и его причины. Конечно, наша система образования должна как-то соответствовать мировым процессам, но она вовсе не должна им всецело подчиняться. В ней должно остаться глубокое, – фундаментальное в исконном значении слова – измерение. Для начала просто необходимо, чтобы хотя бы все гуманитарии изучали латынь и древнегреческий", – полагает священник. "Вообще не надо жалеть средств на образование. Нужно серьезно потратиться на то, что называется широким научно-образовательным кругозором, и не ожидать от этого быстрой выгоды", – подытожил отец Борис Михайлов.


В том, что Россия не должна копировать американскую систему образования, уверен и руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата иеромонах Димитрий (Першин). "Да, наша система образования переживает глубокий кризис. Причем причина этого – в переходе с традиционной для России немецкой парадигмы развития на англо-американскую. Россия последних 300 лет – это страна немецкой культуры научной мысли, ведения войны и государственного управления", – напомнил отец Димитрий.


"Надо сказать, что глобализационный выбор Петра был не случаен, потому что Германия тогда во многом задавала тон всей Европе. Это и лучшая философская школа: немецкий идеализм – пик и камертон всей европейской мысли XVIII-XIX вв. Это и фундаментальная наука, и, конечно, культура и искусство. Благодаря германской парадигме развития Россия буквально за несколько десятилетий вошла в круг ведущих европейских держав. На этой же основе была выстроена и советская система науки и образования, чем и объясняются наши научные прорывы и тот факт, что Россия и поныне еще остается страной, обучающей иностранных студентов", – считает отец Димитрий.


"А последние 10-15 лет мы видим переход на англо-американскую модель, в которой акцент делается не на фундаментальных базовых знаниях и жестких требованиях к образовательному стандарту, а на методиках адаптации человека к изменяющемуся миру и прикладных задачах. И вот сейчас происходит самая настоящая трагедия: отказ от мощной системы образования, восходящей еще к досоветскому периоду, в пользу англо-американской системы образовательных ценностей. Вторая проблема российского образования – это отсутствие мотивации к образованию в целом. Многие люди, получившие серьезное образование, оказываются никому не нужными. Это уже не столько кризис системы образования, сколько кризис самого института науки как социального института. А отсутствие перспективы может быть страшнее всех остальных проблем", – полагает руководитель Синодального отдела.


"Для преодоления кризиса нужно взять лучшее из дореволюционной отечественной системы образования и нужно возрождать и развивать систему грантов и экспертных советов, прекрасно зарекомендовавшую себя на Западе. Кроме того, нужны точечные инвестиции в развитие конкретных научных исследований в рамках малых групп, создаваемых под конкретные проекты. В целом же, по-моему, система образования нуждается главным образом не в реформах, а в сохранении того, что было достигнуто в советские годы. Советская система образования имела прекрасно отстроенную структуру базовых предметов – естественнонаучные дисциплины, русский язык и литература; осталось только по-другому расставить акценты в истории и обществоведении, что во многом уже сделано за последние годы. Следовало бы вспомнить и о гимназическом преподавании древних языков, изучение которых делает человека не только гражданином мира, но позволяет обратиться к истокам мировой культуры", – заключил отец Димитрий.


Настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова протоиерей Сергий Махонин также заметил, что кризис системы образования очевиден. "Причин множество – от самых банальных (экономических), до самых важных (нравственных)", – сказал он. "Клубок проблем образовался вокруг ключевой фигуры системы образования – учителя. Сейчас статус учителя низведен фактически до статуса обслуживающего персонала. А ведь учитель – это наставник, он должен быть носителем нравственного авторитета, а не просто передатчиком информации", – отметил отец Сергий.


"Много сложностей связано со сменой поколений преподавателей. Молодых учителей не так уж много. Не все готовы вступить на этот путь жертвенного служения. Да и уровень квалификации самих учителей часто оставляет желать лучшего", – признал отец Сергий. "Сейчас школа из источника фундаментальных знаний превращается в источник поверхностной и часто ненужной информации, да и ту дети переваривают с трудом, потому что нарушены важнейшие механизмы усвоения знаний. Серьезная задача – усвоение нравственных уроков, которые дает нам и история, и классическая литература. Без усвоения этих уроков само образование становится бессмысленным", – считает отец Сергий.


"Преодоление кризиса в системе образования непосредственно связано с преодолением нравственного кризиса, в котором оказалось наше общество. Надо молить Бога, чтобы Он послал таких делателей на Свою жатву, которые могли бы достойно представлять отечественную науку, культуру и образование", – заключил протоиерей Сергий Махонин.


 





Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=183