Святейший Патриарх Кирилл принял участие в заседании президиума Российской академии образования.

Дата 13/11/2009 0:00:06 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.


МОСКВА


11 ноября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в заседании президиума Российской академии образования (РАО), сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.


В начале заседания руководители РАО пригласили Предстоятеля Русской Православной Церкви занять почетное место в президиуме.


В президиуме присутствовали президент РАО Н.Д. Никандров, вице-президенты РАО Д.И. Фельдштейн, В.А. Болотов, А.А. Кузнецов, ученый секретарь президиума РАО И.В. Роберт, академик-секретарь отделения философии М.Л. Левицкий, заместитель президента РАО Б.П. Мартиросян, а также председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий.


Заседание открыл президент РАО Н.Д. Никандров, который рассказал о вкладе Святейшего Патриарха Кирилла в возрождение духовных традиций России, а также о недавних публикациях Его Святейшества.


«Сегодня мы имеем редкую возможность послушать и обсудить выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — сказал, в частности, президент РАО. —Святейший Патриарх Кирилл всегда — и пребывая на Патриаршем престоле, и на прежних своих должностях — много занимался проблемами молодежи, много выступал перед молодежью. Из более чем 700 публикаций Его Святейшества значительная часть непосредственно связана с проблемами воспитания».


Академик Н.Д. Никандров обратил внимание собравшихся на два издания — только что изданную книгу «Патриарх и молодежь», а также работу «Вызовы современной цивилизации», написанную Его Святейшеством еще до избрания Патриархом Московским и всея Руси.


Затем слово было предоставлено Предстоятелю Русской Православной Церкви. Напомнив, что следующий год объявлен Годом учителя, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что служение учителя, подвиг учителя — это особое служение и совершенно особый подвиг. «Педагог — это человек, который делится или должен делиться с учениками собственным опытом жизни. Я говорю это к тому, чтобы сформулировать самое важное, о чем следует сказать в отношении образования: школа есть не только место передачи знаний, это место воспитания личности. Так было всегда. Если мы отказываемся от того, что школа является механизмом, инструментом воспитания человека, то мы обрекаем общество на очень неясное существование в будущем», сказал Предстоятель. «От того, как мы расставляем жизненные приоритеты, зависит наше жизненное благополучие, наше счастье. Человек, избравший неправильный путь в жизни, никогда не будет чувствовать себя счастливым — всегда что-то будет ограничивать и разрушать целостность его жизни и бытия».


«Я думаю, очень многие наши беды, в том числе социальные и политические трагедии, революции, гражданские войны, неудачные реформы — это постоянное повторение одних и тех же ошибок», сказал Патриарх. «Удивительно, но, как принято теперь говорить, наступаем на одни и те же грабли. Хотел бы привести всем нам хорошо известный пример с реформами 1990-х годов. Совершенно очевидно, что надо было реформировать экономику и политическую систему. У здания текла крыша. И для того чтобы крышу отремонтировать, надо было снять старую крышу и поставить новую. Но почему-то решили, что для того чтобы отремонтировать крышу, надо разобрать стены; а кто-то еще призывал и фундамент взорвать. Ума хватило не взрывать фундамент, а вот стены наполовину разрушили. А разве нельзя было крышу отремонтировать, не разбирая стены? Ведь нечто подобное происходило и в прошлом. Были на памяти реформы, последовавшие за 1917 годом; наверное, были на памяти и реформы Петра I — ведь есть огромный материал для того, чтобы просто подумать, что можно делать, а чего делать нельзя».


Единственной скрепляющей силой, формирующей целостное сознание человека, целостное восприятие мира, истории, бытия, является нравственность, напомнил Предстоятель. «Для того чтобы воспитывать, должен быть нравственный консенсус в обществе. Его основанием служит то, что нравственное начало есть в каждом из нас, что существует отчетливое понимание того, что есть добро и зло. Но опасность переживаемого момента заключается именно в том, что это ясное, классическое понимание того, что есть добро и зло, сегодня размывается так называемым подходом цивилизации постмодерна. Но нельзя ставить на одну доску добро и зло. Нельзя ставить на одну доску объективную истину и то, как некоторые люди эту истину интерпретируют. Мы тогда погубим самое важное, что существовало на протяжении человеческой истории — систему координат. Человек запутается, он будет смешивать добро со злом. А если границы между добром и злом стираются, то скрепа, формирующая целостный, системный подход человека к миру, разрушается, и мы становимся легкой добычей тех сил, которые будут с удовольствием манипулировать нашим сознанием во имя экономических или идеологических целей. Поэтому сегодня борьба за нравственное начало имеет совершенно конкретные точки приложения в общественной, политической, социальной жизни, в области средств массовой информации и т.д.»


Предстоятель также коснулся в своем выступлении темы преподавания основ религиозной культуры и светской этики в школах: «Я думаю, что дискуссия, продолжавшаяся в нашем обществе на протяжении практически пятнадцати лет, в каком-то смысле завершилась, и решения, которые принял наш президент, впитали в себя все те подходы, которые были в этой дискуссии высказаны. Но единственная, может быть, слабость этой дискуссии заключается в том, что она проходила очень конфликтно, очень конфронтационно. Наверное, иначе и быть не могло в условиях сложных реформационных процессов, которые шли в нашем обществе, в условиях социальной, экономической и политической борьбы. Во многом эта конфронтационность, конечно, мешала достижению разумного согласия между всеми, кто выражал ту или иную точку зрения. Но ведь каждая из этих точек зрения была разумной — и тех, кто отстаивал право людей изучать собственную религиозную культуру, и тех, кто предлагал изучать религиоведение, и тех, кто предлагал изучать светскую этику. Таких, кстати, было меньше всего, и вообще-то право преподавать светскую этику отстаивала Православная Церковь. Это мы первыми стали говорить о необходимости преподавать не только религиозную культуру, но и светскую этику, потому что есть семьи, и таких немало, которые в своей жизни не готовы опираться на религиозную аргументацию, и для них не может быть убедительным религиозный аргумент, в том числе в этической сфере. Понимая это, Церковь говорила о необходимости работать и с такого рода молодежью, говорила о необходимости создания учебника по светской этике.


Я думаю, что решение президента как раз объединило эти три подхода и положило в основу самый правильный принцип — принцип свободы выбора. Человек, который хочет изучать основы Православия и который именно в своей православной культуре хочет искать нравственную мотивацию собственных поступков, должен иметь такое право. Никто не вправе сказать: «Ты не должен, потому что своим выбором ты мешаешь кому-то другому». Но и тот, кто не является православным, тоже должен иметь возможность изучать основы своей собственной религиозной культуры. А кто-то вообще хочет иметь отстраненный взгляд на религиозный феномен и изучать историю религий без всякого аксиологического измерения, просто как научно-культурологический феномен. Если есть такие люди, почему же им не дать такую возможность? И, наконец, есть люди неверующие, не принадлежащие ни к одной религии, которые должны иметь возможность изучать основы светской этики. Это решение президента является очень мудрым: оно, во-первых, основано исключительно на принципе свободного выбора, что соответствует одному из важных измерений современной образовательной системы и, с другой стороны, предоставляет широкие возможности.


За более чем пятнадцать лет, что прошли с введения практики преподавания, в частности, основ православной культуры в наших школах, уже многое сделано и во многих субъектах федерации уже сложилась достаточно продвинутая система. Важно то, что предложения президента не предполагают сокращения всей этой уже существующей системы — как в сфере преподавания основ православной культуры, так и в сфере преподавания основ исламской или иудейской культуры, которые так же, как известно, преподаются в наших школах в определенных регионах. Поэтому я полагаю, что период бурных обсуждений завершился и мы приступаем к важному этапу внедрения всех этих идей в образовательный процесс. Я очень надеюсь, что это внедрение будет честным, что в процессе внедрения не будет попыток откорректировать предложения президента в ту или иную сторону, что все будет проходить абсолютно прозрачно и ясно. Я думаю, что этот процесс должен идти под контролем общественности и должен, в конце концов, послужить консолидации нашего общества, повышению роли нравственного воспитания в наших учебных заведениях, формированию целостного мировоззрения, целостного восприятия жизни, системного подхода, о котором я сейчас только что сказал».


В завершение своей речи Святейший Владыка передал в дар президиуму РАО уникальное издание — «Золотую летопись России», после чего ответил на вопросы участников заседания.


Академик Н.Д. Никандров выразил сердечную благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за выступление. Президент РАО высоко оценил предложение Его Святейшества усилить преподавание гуманитарных дисциплин в школе, а также «с осторожным оптимизмом» оценил перспективы введения в стране Основ православной культуры. «Я думаю, что это непростой процесс, но вместе мы справимся», — подчеркнул Н.Д. Никандров.


С докладом, посвященным проблемам духовно-нравственного воспитания учащихся и преподаванию Основ православной культуры в учебных заведениях, на заседании выступил академик РАО А.Ф. Киселев.





Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=1160