Протоиерей Олег Стеняев : «Пусть наши дети примут дар веры»

Дата 28/10/2009 0:00:05 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.


Беседы из цикла "Семейная жизнь ветхозаветных патриархов".   


               Ведущий - протоиерей Олег Стеняев.


 


Если вспомнить соответствующие места из книги Бытия, мы увидим, что молодой человек Лот мало подражал своему дяде, Аврааму, горевшему рвением ко Господу. Его более привлекали красоты этого мира. Он отделился от дяди, ибо ему земля Содома показалась «как Сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13: 10) Молодым не всегда легко отличить Сад Господень от земли Египетской. А иногда их привлекает и то, и другое сразу. Вот и оказался Лот в очень дурной кампании и стал жить в других городах, окрестностях и раскинул шатры до Содома. Жители же содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт.13: 12-13).


Сначала он только «раскинул шатры»  до Содома. Позже мы обнаружим  его   живущим в самом Содоме. Когда  Лот отделился от дяди, он,  стыдясь дяди,  пошел на восток, хотя Содом находился от того места, где он разошелся с Авраамом, на западе. Они тогда странствовали между  Вифилем и  Гаем (Быт.13:3).


Выбрал земли от  Вифиля и Гая на западе, а пошел на восток. Конечно, мы можем  предположить, что он стыдился своего дяди и не решился так откровенно взять и пойти  в города  Содом и Гоморру. Но здесь содержится некий  намек. Дело в том, что  в Священном  писании  говорится, что   Господь насадил рай в Эдеме на востоке. И поместил там человека, которого создал.


И когда говорится об изгнании Адама, сказано: «И изгнал Адама и поставил на востоке у сада  Эдемского херувима, поставил и  пламенный  меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт.3: 24). Вы видите изгнание, то есть  удаление  от  рая сладости происходит на восток. И о Каине сказано, первом человекоубийце: « И пошел Каин от лица  Господня и поселился в земле Нот». На восток от   Эдема. То есть все греховные действия, которые производили люди, как бы символически отодвигали их от рая. Но мы можем предположить, что  Лоту было стыдно сразу отправиться в Содом и Гоморру на глазах  своего дяди. Может быть, за этот стыд он сподобился иметь  потомка, которому  Господь, несмотря на его жестокость, попустил отстроить величественный  второй Иерусалимский храм.


Царь Ирод - прямой потомок Лота. Молодым кажется, что можно общаться  с грешниками, соблюдая разумную дистанцию. Но наивность всегда подводит их,  и вскоре грех всецело завладевает ими.


Жители Содомы были язычники, не знающие Бога, и  извращенцы, давшие  название содомскому греху. И  в Священном писании,  в Послании к римлянам мы   находим оценку этому греху. В этом тексте показано происхождение этого греха, откуда он возникает. Ученые до сих пор спорят, является  ли гомосексуализм врожденным чувством человека или  это приобретенное.


В Послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «называя себя мудрыми, обезумели,   и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.  Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».  26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;  27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим.  1: 22 - 27). Вот причина возникновения этого греха. Служили твари вместо Творца.


Какие исторические известные режимы допускали такую  ситуацию, когда  отдельную личность объявляли полным политическим и духовным гегемоном? Прежде всего - Римская  империя.  И почти все римские императоры  были гомосексуалисты! Грех  этот был распространен в  нацистской Германии, среди военных, хотя официально такие лица подвергались преследованию. В тоталитарном древнегреческом государстве Спарте, где был жесткий режим, культ правителя, культ  человека. Начиналось обычно с любования собственным телом, телами других людей -  нарциссизма. Идя по этому пути, человек погружался   все дальше и дальше в зловоние разврата.


Можно ли выйти из этого состояния? Есть святые отцы, которые откровенно пишут, что они имели подобные  проблемы, но все это осталось в прошлом. В  Новом завете говорится о целой группе  христиан, которые были гомосексуалисты, но которые оставили  этот грех. Сказано это в Первом послании Коринфянам, гл.6,ст.9-11: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,  10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.  11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». То есть Бог  силен, поменять самые жестокие нравы. Очистить человека от самых ужасных страстей.


Но иногда необходим и огонь с неба. И в Евангелии мы находим такие слова, это слова Сына Божьего, который говорит об этих древних городах  Содоме и Гоморре. Если бы в Содоме и  Гоморре  были  явлены силы -  явленные, имеется в виду, в Капернауме, Господь говорит -  они бы до сих  пор  стояли, эти города. То есть сын  Божий силен поменять  любой формат человеческого бытия. Преобразить каждую отдельно взятую  личность, которая обращается к Нему. И далее мы читаем:  «И сказал Господь Аврааму, после того, как Лот отделился от него» (Быт.13:14). Очень интересная деталь. Здесь поясняется,  почему Господь какое-то  время  не разговаривал  с  Авраамом после того, как Лот отделился  от него. Когда прекратились ссоры, когда  Лот ушел со своей  «правдой»  в кавычках, а Авраам остался, может быть, даже  потерпев некий материальный урон, тогда  и только тогда Господь опять  с ним заговорил. Теперь повторяю: «И сказал Господь Аврааму после того, как   Лот отделился от него: Возведи очи твои и  с места, на котором  ты теперь, посмотри к северу,  и  к югу, и  к  востоку  и к западу». Смотрите,  братия и сестры, когда Лот  выбирает для себя землю, сказано «Лот возвел  очи свои  и увидел всю окрестность   Иорданскую». Он смотрел плотскими очами. А Авраам смотрит  очами веры. Возведи очи твои и  с места, на котором  ты теперь, посмотри  к северу. Единобожие распространялось в виде  христианства  от  Святой земли на Север -  Рим, Греция, Византия, Болгария, Россия.


Господь говорит  Аврааму, чтобы  он посмотрел  к югу. Вся северная Африка и Эфиопия  приняли  христианство. Господь говорит, чтобы он  посмотрел к востоку - и восточные страны  приняли христианство. В Индии трудился  апостол Христов Фома. Господь говорит, чтобы  Авраам посмотрел к Западу. Последние рубежи христианской проповеди -  это открытие  Америки. Миссионеры  отправляются на кораблях, чтобы нести свет Евангелия жителям Северной  и  Южной  Америки. Лот смотрит плотскими очами, Авраам, пророк Божий, имеет  видения, ему показано, как все  будет происходить. Он созерцает будущее, которое отстоит от него   на несколько тысячелетий. «Ибо всю землю, которую ты видишь,  тебе дам Я, и потомству твоему навеки» (Быт.13:15).


Здесь речь идет  о том, что вся Земля  Божья, и везде  будут жить Божьи люди. И  пользоваться теми  благами, которые будет посылать им Господь. Вся Земля  принадлежит Богу, ибо он ее создал. «И сделаю потомство твое  как песок земной».  О каком потомстве  идет речь? И  можно ли сказать о потомках Авраама по плоти, что их бесчисленное множество, как песок земной? Блаженный Августин пишет: "Разумеется, множество, обещанное  Аврааму, не для Бога бесчисленно, а для людей.  Нет для Бога неисчислимого песка земного. И постольку не таков  по численности народ  Израильский, как  песок  земной, а таково мировое  семя  Авраама, то есть христиане. Отсюда  и то обещание, что  не плоти, а   по  духу множество  потомства точнее  всего  сопоставимо  с множеством  песчинок. Да если бы и вся земля была  населена христианами, так ведь и они дети  по плоти, тоже потомство Авраама».  В  то время, когда  Августин произнес эти  слова, еще не было   участия  арабской  нации  в  наследии  Авраама. Поистине исчислить его Авраама   потомков духовных, плюс плотских,  евреев, потом плюс еще  арабов, которые  по прямой линии  происходят от первенца Авраама  Измаила. Поистине  исчислить его, Авраама,  потомков по  плоти и по духу   для людей не представляется  возможным.


Господь показывает Аврааму  новый  Израиль, новый народ: «И  сделаю потомство  твое как песок земной». И тут интересная деталь. В Библии, когда говорится  о потомстве Авраама,  очень часто чередуются сравнения: вы будете или как песок морской, песок земной,  прах или как звезды небесные. Почему  такое чередование? Что оно обозначает? А вот что.  Если вы будете верны Богу, вы будете, как звезды  на небесах, но   если вы отступите от  заповедей Творца -  язычники, безбожники будут   попирать вас, как  песок на берегу моря.  И сделаю потомство твое, как  песок земной. Если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое  сочтено будет. 


И далее произносятся слова, которые может понять  только христианин. Только человек, который верит в  Иисуса Христа. Пятикнижие  Моисея  читают и   иудеи, и  мусульмане, и атеисты. Самые разные люди. Но понять  17-й стих  13-й главы  может только христианин.


Об иудеях сказано: «да ныне когда они читают  Моисея, покрывало лежит на сердце их, но когда  обращаются к Господу, то тогда  это покрывало  снимается». Это Второе послание к  Коринфянам, гл.3,ст.15-16. Так вот этот стих, на который   я хочу обратить внимание,  и  о котором я сказал, что только  христиане  его могут понять.


Господь говорит Аврааму после этих вот обетований, которые мы прочитали: «Встань, пройди по земле сей, в долготу». Братья и сестры, представьте карту  Святой земли и проведите линию в долготу. «Встань,  - говорит Господь  Аврааму, -   пройди по земле сей  в долготу и в широту ее. Ибо Я тебе дам ее  и потомству твоему навсегда» (Быт.13:17).  Мы видим знак креста  в долготу и  широту. И если мы будем беседовать далее по книгам  Ветхого Завета, то увидим: когда иудеи выходили из  египетского плена, то они шли  в форме креста. Очень подробно  описано в других книгах Моисея, какое колено шло спереди, какое  за ним. Какое колено справа, слева, и  какое дальше вниз, и именно в форме  креста. Причем,  православного, христианского  креста, вытянутого вниз. Они путешествовали по пустыне сорок  лет.


И далее мы читаем: «И двинул  Авраам шатер». То есть Господь ему сказал, что он должен пройти в  долготу и широту. Намолить эту землю. И двинул Авраам шатер и  пошел и поселился у дубравы  Мамры, что в Хевроне, и создал там  жертвенник Господу. Хеврон -  это город, где  находилась  Махпела, двойная пещера, место, где хоронили святых супругов. Одно время  это место называлось Кириав арба, «селение четырех». Современные арабы называют это место  Эль-халиль, что значит «друг Божий». То есть город  друга Божьего. В Коране Авраам, по-арабски Ибрагим, считается тоже одной из центральных  фигур. Мусульмане считают его особым Божьим пророком и избранником. И они  называют город его  упокоения Эль-халиль. О знаменитом  мамрийском (мамврийском) дубе Иосиф  Флавий, автор, живший в I веке, писал: «Легенда рассказывает, что  дуб стоит  на этом месте с момента сотворения  мира». Это очень примечательно, что,  человек,  который жил  в I веке уже описывает этот дуб. Название дубовой рощи Мамры, находившейся в той же  местности  с общим названием  Хеврон. Согласно книге Бытия, гл.23,ст. 17 - 19, эта роща находилась  напротив участка  Махпела. В последующем это будет место  погребения  патриархов,  и она была  древнейшим пунктом Хеврона, так что  ее  название  было первоначальным названием всей местности.


В настоящее время мамврийский дуб, о котором писал  Иосиф Флавий  в своей книге "Иудейские древности", находится на  территории Русской Православной  Церкви  Московского патриархата. И  в Хевроне есть наши батюшки, которые  оберегают эту святыню.


А мы с вами открываем  14-ю главу  книги Бытия. Здесь   говорится о битве  в долине царей: “И было, -  говорит Писание, - во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где [ныне] море Соленое” (Быт.14:1-3).


Кто-то может спросить, зачем нам имена  этих царей.  Четыре царя  пошли против пятерых. Но смотрите, что по этому поводу  пишет святитель  Иоанн Златоуст. Он пишет: «Видишь  события, значения,  которых сразу  уразуметь не  можешь. Но смотри  внимательнее. И получишь  великое назидание. Ибо для тебя написано,  и тобою  должно быть  понято».


Очень  интересно истолковывает  эту главу  о битве царей  святитель Амвросий  Медиоланский. Он пишет в своей работе об Аврааме:  «Пять царей суть чувства  нашего тела. Зрение, обоняние, вкус, осязание, слух. Четыре царя. Суть телесные и мирские обольщения. Потому что  человеческая плоть состоит из  четырех стихий. По справедливости они  называются царями, потому что грех имеет свою верховную власть, имеет свое великое царство». Святитель  Иоанн Златоуст добавляет: «Не  пройдем,  возлюбленные, сказанного без внимания. Будто это  повествование  совершенно бесполезно». Божественное писание  обстоятельно рассказало нам обо всем  с той именно целью, чтобы  мы  узнали силу этих  варваров.  То  есть   плотских чувств, которые  восстают на нашу душу.


Итак, четверо царей  напали на пятерых царей. Среди   этих пятерых царь  Содома и Гоморры. Четверо  одержали победу. И Лот, который  жил в  Содоме, оказался в плену. Амвросий Медиоланский  говорит, что эти цари символизируют собою некие состояния, которые  переживают люди. Давайте рассмотрим имена этих  царей. Например, имя Амрафел  означает «тот,  кто гадает». Пытается разгадать каждое  слово, цепляется, ищет  повод  для  ссоры.  Склочник, одним словом. Ареох - это имя происходит от  «арии» - лев, и слова «яхом». То есть он  нападает, поразит, убьет. Поражающий как лев. Имя Кедорламер происходит от слова «кедор»  - как бы живущий. То есть, он  сам не знает, зачем живет. Такой тем более может совершить преступление. И последнее  имя  четвертого царя - Кидал. Это «тот, кто ищет высоты,  познания своего  положения, гордец». Вот если мы цепляемся к словам других людей, если  мы проявляем  звериную агрессию по отношению  к людям, если мы  любим гордость, господство, то все это нас может  привести к падению, к поражению. А кто терпит поражение? Поражение терпят  пять царей. Это, прежде всего,  Бера, ханаанский царь. Это имя означает «пребывающий во зле». Если ты пребываешь во зле, какое Божье благословение тебе поможет? Конечно, ты проиграешь. Бирша -  «пребывающий в   нечестии». На какую Божью помощь может рассчитывать  нечестивец? И  следующее имя Шинаф - «ненавидящий отца». Если  человек ненавидит своего отца, то конечно,  проиграет. Бог не придет к нему на помощь. И еще Шемевер - «превозмогающий  имя». А Бела переводится как  «поглотитель», то есть пожирающий. Превозмогающий имя  - это тот, кто игнорирует любого человека. Не признает значимость имен, и  даже на имена Божьи может  восставать. А Бела -  это  тот, кто хочет  все  пожрать.


Цивилизация  Содома и Гоморры  была  эгоистическая, она хотела все  подмять под себя. Как в настоящее время Соединенные Штаты Америки, которые потребляют почти   75 %   всего того, что  производится на земном шаре. И они свято верили, в то, что рыночная экономика сама себя выправит. Но когда эгоистически чувства  овладевают сознанием людей,  это печально. Иногда эгоист не может остановиться,  и это приводит к  печальным последствиям. Почему Лот оказался в такой  компании?  Он искал для себя   лучшей, сытой жизни. Он  смотрел на Содом и Гоморру и говорил, что это как сад  Господень. И сами жители  Содома и Гоморры считали, что они живут в  саду   Господнем. Что их система правления  самая  правильная. Поэтому они не пускали  к себе никаких иностранцев. Лот смотрел на Содом и Гоморру так, как в недавнем времени представители нашей власти смотрели на Америку. Как они рвались в этот рынок. И в той мере,  в какой они влезли  в этот рынок, в эту банковскую  систему, именно в этой мере  Россия пострадала.


Лота пустили к себе жители Содома  или  потому, что  у него было большое имущество, или  потому, что  об Аврааме знали все народы и уважали его. Златоуст пишет:  «Вот он Лот отделился от патриарха и  думал  пользоваться  большей свободой, владеть лучшими  местами, жить весьма богато. И вдруг  сделался пленником. Бездомным, лишенным своего крова. Чтобы  ты знал, какое  зло раздор, и какое благо согласие. И что лучше не гнаться  за лучшим, а любить унижение. Во сколько раз лучше  было бы  для него, Лота, жить вместе с патриархом Авраамом и  потерпеть все,  лишь бы только  не расторгнуть взаимного согласия, чем отделившись от него и  выбрав себе лучшие места,  тотчас подвергнуться  опасностям и попасть  под иго иноплеменников».


То есть, братья, и сестры, эта война обернулась трагедией для Лота. Он искал сытой жизни. В  результате  случилась настоящая  катастрофа. И вот четыре  царя разбили пятерых. Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Авраама,  жившего в Содоме,  имущество его и ушли. И пришел один из  уцелевших и известил Авраама еврея. Здесь впервые в библии Авраам называется евреем. Я вам пояснял, что слово еврей означает «перешедший реку». В частности, реку Евфрат. Или человек с другого берега. Духовный смысл этого слова: верующий  стоит по  одну сторону реки, а весь  остальной мир -  по другую. Потому что мы живем по законам  Божьим, а мир во зле лежит. И вот сказано, захватили племянника Авраама. Авраам услышал, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил 318 рабов своих,  рожденных   в доме его, и преследовал неприятеля до  Дана. Вот это преследование  до Дана очень символично.  То есть Авраам как бы  начал войну. А,  как известно, из  колена Данова придет антихрист. То - есть, окончание брани будет еще впереди. «Рожденные в доме»   триста восемнадцать человек, которых он взял на войну, это значит духовно  рожденные. Это  как мы с вами ранее читали, что   они,  Авраам и Сара,  как бы делали людей.  Делали души в Хоране. Это значит, они язычников обращали в веру единого Бога. Авраам проповедовал  мужчинам, Сара  - женщинам.


Так вот,  Авраам, вооружившись   вместе  с  этими людьми,  отправляется спасать своего непутевого племянника, который  все потерял, все разорил. Но родство обязывает. И разделившись, то есть, совершив маневр, напал на  них ночью сам и рабы его и поразил их, и преследовал их до Уховы, что по левую сторону  Дамаска.


Здесь немножко непонятно. Обычно,  когда  нападают, объединяются.  А здесь -  «разделившись,  напал». Это такой был хитрый  маневр, чтобы четырем царям могло показаться, будто со всех сторон  на них напали. Кстати, это первая мировая война, описанная в Библии, когда воюют представители  разных народов. Девять царей, четверо против пяти. И потому как это происходило, будет происходить  и последняя  война.  Но это  тайна, которую надо  разгадать,  понять, внимательно вчитываясь в библейский текст. «И разделившись, напал на них  ночью сам  и рабы его,  и поразил их,  и преследовал их до Оховы, что по левую сторону Дамаска, и  возвратил все имущество,  и  Лота, сродника  своего, и имущество его возвратил. Так же и женщин и народ, когда он возвращался после  поражения Кадарламера  и  царей бывших с ним. Царь  Содомский вышел  ему навстречу в  долину Шавы, что ныне долина  Царская» (Быт.  14:  15, 17).


Вот здесь мы видим Авраама, навстречу которому  выходят разные люди, с одной стороны -  царь Содома,  этот гей, правитель государства извращенцев. А  с другой стороны Мельхиседек. И  Авраам оказывается  посередине между  царем  Содома и  царем Иерусалима. Кстати, если  вы в ближайшее время будете в храме Христа Спасителя, там есть  большой   горельеф с наружной стороны храма, обращенной на улицу, где изображен момент, когда Авраам приветствует  Мельхиседека. А Мельхиседек приносит  хлеб и вино. Он был  священник  Бога всевышнего (Быт.  14: 17- 18).


 


Вот эта таинственная  фигура, Мельхиседек, о  котором сказано «священник Бога  всевышнего». Ведь пока мы беседовали с вами,  нам казалось, что  на земле есть только Авраам и с ним те, которые обращены  им. Ефрем Сирин  считает, этот Мельхиседек был Сим, сын Ноя. Он пишет: «Этот Мельхиседек  был Сим, он по величию  был царем, являясь родоначальником  четырнадцати племен, но также первосвященником, потому что он   по преемству принял  священство от отца своего Ноя». 


 Вот еще одно  подтверждение тому, что Ной был  первосвященником Бога. Ветхозаветное священство сохранялось, и Сим  получил его от Ноя. Сим дожил не  только  до  времен  Авраама, пишет  Ефрем Сирин, но и  до Иакова и Исава, сынов Авраама. Как Ефрем Сирин пишет, Сима  вопрошала  Ревека, и он сказал ей, что  два народа во чреве ее и старший будет  служить младшему. По преданию, когда у Ревеки были родовые схватки,https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=1131