Прот.Артемий Владимиров о безотцовщине

Дата 07/10/2009 0:00:04 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.



-Батюшка, обращается к Вам раба Божья Наталья. Какая сейчас тяжелая ситуация у нас в России, в русских семьях! Безотцовщины, по статистике, больше, чем после Второй мировой войны.
Как дальше будет ситуация при таких "главах семей"?  Ведь кавказские мужчины тянут свои семьи, евреи  тоже своих детей не бросают. Почему только у нас такое положение?


- Благодарю Вас за исполненный боли сердечный вопрос. Священникам эта тема близка, потому что народное горе выплескивается именно здесь, у порога Божьего храма. И буквально сегодня я имел такую встречу с мамой и двумя детьми. Их папа не может определиться. Что-то у него сошло с осей, и он позволил себе полюбить на стороне. Мечется, как подстреленная птица. Хотя мы с вами, дорогие друзья, понимаем, что любовь ответственна, любовь не бросают, любовь никогда не перестает. И бывает удивительно нам, священникам слышать горестные признания людей с  современным мироощущением - чувства ушли, любовь ушла, как отлив, обнажающий скалы, ил и морские водоросли. Нет, это не любовь. Так ведет себя тот, кто уподобляется бессловесному животному, кто обслуживает свои страсти, но при этом не хочет видеть и понимать, что любовь неразлучна с трудами. Любовь не сводится  к плотским желаниям. Это -  многомерное, объемное чувство, заполняющее  весь внутренний мир человека. И любовь возрастает, если мы трудимся на этом поприще как кузнец в кузнице, как гончар, бережно вылепливающий на своем станке изделие, подравнивающий его, достигающий изящества формы и безотрывно взирающий на вращающийся станок.


Но думаю, что вешать нос нам нельзя.  Есть молодежь,  которую мы должны воспитывать. Есть удивительно мудрые и мужественные борцы за нравственность. Совсем  недавно  в передаче "Доверие" мне пришлось делать телепрограмму вместе с Людмилой Стебенковой - депутатом московской думы, которая одна борется с «Домом-1», «Домом-2», по которому «Дому-2» будет запрещено транслировать в дневное время свои сексуально озабоченные передачи. И вижу, что порох в пороховницах не угас. И вот еще и наша сегодняшняя собеседница поделилась сердечной  болью. А когда сердце болит -  тогда и  молитва горяча. А когда молятся с упованием на Господа -  тогда и совершаются добрые изменения. Ведь наша задача кого-0то отрезвить, кого-то привести в  чувство, а кого-то сохранить, помочь взрастить в душе честность, ответственность, мужество и правду, веру и верность. Я уже говорил сегодня о православно ориентированных школьных заведениях. Правда, это малая толика московских школ. Ну, а что же, в светской школе все так плохо? Нет, конечно. Потому что есть везде наши люди - педагоги с большой буквы, которые никогда не сдадут своих позиций. Они мечом слова и щитом любви ограждают детей. Наши детки сегодня, безусловно, неустойчивы в нравственном отношении, очень падки до всего нового, хотя это новое может оказаться небезопасным для души. Будем бороться, дорогие друзья,  каждый на своем поприще.


- Отец Артемий, меня зовут Валерий. Я сегодня  просмотрел учебник истории пятого класса для школы. Он наполнен гнусной хулой на Господа Иисуса Христа, глумлением над апостолами, над Священным Писанием. Все это подается как выдумка. Выглядит даже более глумливо и гнусно, чем в наше время, когда мы учились, в 1959 году. Начинается с того, что человек  - это всего лишь хитрая и умная обезьяна.


- Видимо, авторы смотрели на самих себя. Срисовывали с себя это.


- Батюшка, это очень серьезно. Это показывает реальное отношение государства к православию. Если по таким учебникам учат детей, это оскорбляет их достоинство как крещеных людей. Дети на этих уроках отвергаются от Бога.


- Я думаю, что Ваше замечание, дорогой, очень ценно. Среди  наших слушателей, наверняка найдутся родители, педагоги, которые, просмотрев этот учебник, могут направить свои замечания на соответствующий сайт департамента образования. Там же есть выходные данные! И, думаю, совсем нелишне будет направить не просто ругательную, но обоснованную и доказательную  даже не критику, а справедливое возмущение по поводу дискредитации христианской культуры, что особенно нетерпимо в наше время. Демократия кичится тем, что она уважает все воззрения, хвалится своей политкорректностью. А между тем здесь недвусмысленно проглядывает злобный замысел лукавого в отношении Солнца правды Христа-Спасителя, Распятого и Воскресшего. И думаю, что неравнодушные родители и педагоги должны бы просмотреть этот раздел, может быть, также и учебники других классов. Сейчас, по счастью, пишутся и другие учебники. Потому что их мир учебников огромен, в  каждой школе могут быть найдены свои. Есть замечательные книги, которые пишет доктор исторических наук господин Перевезенцев. Советую почитать у него о русской культуре, о миссии России, о значении православия для Отечества. Книги его, на мой взгляд,  написаны современным, компетентным историком. Относительно школьной государственной концепции он высказывается весьма недвусмысленно. Пишет свои учебники, и для пятого класса в том числе. Существуют пособия для светских школьников, в которых не только не принижается значимость христианства, но, напротив, христианская культура является стержневой осью, в соотнесении с которой оцениваются  все события мировой истории,  особенно в созидании русского царства, государства.


Хочу добавить еще пару слов. Вы, наверное, слышали, что недавно произведена такая языковая реформа, которая допускает вариативность различных орфоэпических норм.  Министерство образования у нас первого сентября встретило этот праздник новым приказом. То, что раньше почиталось безграмотностью или, по крайней мере, отсутствием культуры, сегодня запечатано грифом "дозволено к употреблению". Какие же пострадали, дорогие друзья, слова и товары, за ними стоящие? Вот, пресловутый кофе. Теперь он у нас стал существом среднего рода. Кофе у нас оно. Но лишь бы не был растворимым и поддельным. Еще. Теперь у нас можно говорить и по сре́дам и по среда́м. А было по среда́м. Но это еще не самое страшное. Было у нас «брачующиеся», то есть вступающие в брак, действительное причастие первого спряжения. Мы говорили: дорогие брачующиеся, прошу вас войти в Божий храм, где вам предстоит пройти обручение. Дорогие брачующиеся, возьмите в руки бокалы или чашу с церковным вином. А теперь у нас, помимо брачующихся, еще появились брачущиеся. Это уже анекдот. Но, я думаю, такая несносная форма привиться не может. Будемте держать ухо востро, дорогие друзья. Может быть, это  и вызывает у нас улыбку, ласточка весны не делает, однако намечается тенденция на раскачивание, расшатывание определенной для русского языка устоявшейся системы произношения, ударения, орфоэпии. Однако мы носители русской речи. Будем же оттачивать наше слово, чтобы оно отражало тысячелетием накопленный опыт. И что министерство образования следующим приказом не легализует формы шо́фер и ква́ртал или еще подобные отклонения от нормы. Возможно, департамент образования, который внимательно слушает радио "Радонеж", уже раскаялся в этом приказе номер один от первого сентября и возьмет свое слово назад. Ну, а если не возьмет, пусть хоть не выпускает новых приказов на эту тему.


Говоря о русском языке, вспомним, что сейчас пытаются потеснить, казалось  бы, незыблемые авторитеты Ожегова, Ушакова, Розенталя, вводя сомнительные новые нормы, которые разрушают старую систему. Вместе с тем, укажем, что вышел замечательный словарь языка Александра Сергеевича Пушкина. И всем, кто хотел бы  поработать над собственным словом, над собственной речью, кто хотел бы обогатить свой язык, сделать его полнокровным, звучным, можно рекомендовать внимательно читать отца русской великой литературы. Благотворное воздействие, которое ощущает на себе читатель прозы и поэзии Пушкина, несомненно, это те уроки, которых не заменят никакие лекции. Будем читать наших великих классиков - прозаиков и поэтов, умом и сердцем выбирая перлы светлых, добрых мыслей. И это будет нашим ответом на разрушительные тенденции или, по крайней мере, сомнительные реформы, которые, к сожалению, сегодня множатся как грибы.


 - Батюшка! Моя подруга вдруг пошла в школу магии, стала заниматься экстрасенсорикой,  третьим глазом. Я не знаю, как с ней дальше общаться. У меня маленькие дети. Она часто к нам приходит домой. Я пыталась с ней поговорить, вразумить ее. Она сказала, что прекрасно понимает, чем занимается, но это ее интересует, и она  намерена продолжать.


- Думаю, что  в этом положении нужно поступить по Евангелию - прямому совету и повелению Господа. «Аще правая рука соблазняет тебя, отсеки ее». Если она все прекрасно понимает и при этом уходит во тьму, соприкасается с демонической областью по тщеславию, из-за нереализованных амбиций будет стараться чего-то достичь в этой земной жизни с бесовской помощью - она не может именоваться Вашей подругой. И только тогда, когда она поймет, что Вы благоразумно отдалились от нее, прикрыв руками и материнскими молитвами собственных  детей, до нее что-то дойдет. Это будет хороший для нее сигнал. Вы поступил  совершенно справедливо, дав ей не руку, а жезл - предостерегающий совет. Если она не внимает ему, поберегите себя и свою семью, чтобы область тьмы не вошла в Ваш дом. И я думаю, что было бы правильным отказать ей от дома, как это ни покажется сурово. Но это будет для нее благодетельно.


- В честь какого апостола назван город Сантьяго? 


 - Есть несколько городов с этим наименованием в Южной Америке и в Европе. Святой Иаков -  это брат апостола Иоанна Богослова Он был усечен мечом за то, что проповедовал Христа. Мощи его находятся в  Европе. Это  один из излюбленных святых, его почитание - составная часть  древней христианской культуры Испании.


- Отец Артемий, если зашла речь о русском языке, то смотрите. Вот, раньше была приставка "без" с буквой "з", а сейчас "с". Если  с глухим звуков, то получается «бесславный», «бескровный». Почему на это не обращают внимания?


- Многие спотыкаются об оглушение последнего согласного в приставке "без" перед глухим согласным в начале корня. Я знаю ревнителей русской орфографии, которые пишут по дореволюционным нормам. И священники, и образованные миряне не соглашаются с коммунистической реформой, которая не столько подреставрировала, сколько изуродовала наш русский язык в 1918-м году. Однако давайте  не будем считать, что через это оглушение в языковую ткань вошел бес! Да, действительно, раньше язык был прозрачным. Орфографические нормы до революции делали ткань языка прозрачной. И можно было, при минимуме знакомства с церковнославянским языком, проникнуть углубленным взором в семантику, значение корней, проследить эволюцию развития языка. Сейчас все это замутнено. Но все-таки будем иметь определенную меру и рассудительность. Потому что в произносительных нормах это оглушение происходит. И если я говорю «бессовестный» и «бескровный», вы не морщитесь, считая, что я призываю демонов. Орфоэпические нормы церковнославянского языка другие. Там не допускается изменение звучания. И поэтому  опытные чтецы будут читать: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святые Безсмертный, помилуй нас" так что это звонкое "з" будет слышно. Но в XIX веке и духовенство, и митрополит Филарет Московский? и митрополит Платон оглушали эту приставочку,  точнее последнюю ее согласную. И при этом сами были исполнены духа Божьего. Поэтому не будем так переживать. Но если вы сами будете в личных письмах придерживаться дореволюционной орфографии, честь вам и хвала. Это говорит об определенных вкусах, покрое, духовном, душевном строе личности.


- В Священном Писании как в Новом, так и в Ветхом завете встречается слово «Небесное» - "Царствие Небесное», «Воинство Небесное», «Силы Небесные". В одном месте «Небесное» пишется с большой буквы, в других с маленькой. А как надо? Еще вопрос. Чем различаются понятия «Царствие Божие» и «Царствие Небесное»?


- Полезно будет знать, что в самых древних списках Нового Завета Вы не встретите заглавных букв, кроме красной строки,  то есть начинающей главу Евангелия. Там киноварью выписана заглавная буква, да еще с удивительным красивым орнаментом, а текст идет сплошняком. И самые святые  наименования, даже имя Господа Иисуса Христа, пишутся с маленькой буквы, вопреки современным нормам, по которым имена собственные мы обязательно выделяем на письме заглавной буквой. Такова древняя рукописная традиция. Отчасти история печатного текста согласуется с нею. Отчасти уже находится в зависимости от XIX столетия. Главное  - не смущайтесь. Царствие Небесное не умалится в зависимости от того, как мы его прописываем. Г лавное, что оно внутри нас есть. Главное это, конечно, то, что золотыми буквами в сердце нашем это было записано словосочетание. Не просто словосочетание, а заповедь Господа:  «Ищите, прежде всего, Царства Небесного, и все прочее приложится вам». Теперь что касается вашего второго вопроса, текстологического и богословского одновременно. Есть ли  какое-либо смысловое содержательное различие в выражениях «Царство Небесное» и «Царство Божие»? Нет здесь особенного различия. Однако богословы XIX века, текстологи Священного Писания эти  различия найдут. Они возьмут контекст, в котором употребляется и то и другое словосочетание, оценят отдельные аспекты, стороны этого понятия, которое заключено в словосочетании. Они Вам скажут, что Царство Божие - это, собственно, нравственное состояние человека, облагодатствованного Духом Святым. А Царство Небесное - это раскрытие во всей славе и силе Христова Царства правды и любви по завершении мировой истории. Однако, очевидно, что Царство Небесное, искать которого и стремиться к которому нам должно, ибо мы не имея здесь пребывающего града, взыскуем грядущего и Царства Божия, это Царство Небесное становится нашим достоянием в результате подвига покаяния и любви. Это соотносящиеся, взаимозависимые стороны духовной жизни. Если ты здесь на Земле чужд Царства Божия, то есть духа смирения, чистоты, кротости и любви, то и там окажешься вне Царства Небесного, не увидишь его, как собственных ушей.


- Добрый вечер, батюшка, у меня вопрос тоже филологический. На сайте Великорецкого крестного хода довольно часто употребляется слово "крестноходцы", а не "крестоходцы". Мне это режет ухо, и, как я помню,  "н" - это суффикс, и в образовании двухкоренного слова участвовать не может.


- Вы, конечно, правы. Потому что относительно нормы звучания и даже по смыслу "крестоходцы" - редкое, замечательное слово. Это не крестоносцы. Крестоходцы - рыцари веры, надежды и любви современности. Кто в кедах, кто в кроссовках, кто в фартуке, а кто в сарафане, а кто приподняв подол длинного платья, кто-то в защитного цвета униформе дружно, с песней церковной или «Богородице Дево, радуйся», идут и в дождь, и в грязь, и в холод, и зной. Думаю, что особенно сетовать не нужно на тех, кто составляет этот сайт в далекой Вятской губернии. Слава Богу, что информация появляется. Не все же обложились словарями Ожегова, Розенталя и Ушакова и сверяют свое благочестие, дышащее и пышащее, исходящее из сердец, из ушей, из глаз, их уст с нормами. Но, с другой стороны, можно им прислать весточку от благочестивых пользователей: братцы, давайте-ка немножко подправим замечательные неологизмы. И, я думаю, они на нас не обидятся. Мы  низко кланяемся вятичам, Вятке. Великорецкий крестный ход - это радость для всей России. И тот, кто хотя бы единожды в нем поучаствует -  обретет великую полноту бытия.


 - Есть такая фраза у апостолов: "Наше дело, исполняя волю Божию, преграждать уста невежества безумных людей". О каком безумстве говорится? Думаю по этому поводу, что это действительно дело наше и всех христиан -  преграждать уста невежеству безумных людей, делать их здравомыслящими.


- Речь идет о тех людях, кто противоречил апостольской проповеди. А таковыми были язычники и иудеи, многие из которых, особенно вторые, ревнуя не по разуму на апостолов, видя, что за ними идет народ и знатный, и простой, обличали их бездоказательно, пользуясь клеветой. Вспомните путешествие апостола Павла в Малой Азии. Иудеи пытались отвратить уверовавших во Христа словами бездоказательными, наглыми дерзкими. И ведь, тонко владея нейролингвистическим программированием, добились того, что апостола Павла, сперва  с восторгом принятого, затем побили камнями, едва не убили. И апостол в своих посланиях, любя соплеменников своих, желая за них чуть ли быть отлученным от Христа, лишь бы они обратились, говорил об этих невеждах, людях поврежденного ума, что благочестие служит им лишь для гнусного прибытка. Сейчас, знаете, сколько недоучившихся доцентов, а иногда людей и вовсе не остепененных ни знанием, ни честью, говорящих, что «церковь - это бизнес». И что религия обслуживает лишь коммерческие интересы. Нет-нет, мы своей безукоризненной жизнью, искренней молитвой и посильными делами любви должны заграждать уста невежд.


-Батюшка, я хотел бы этой женщине ответить, где мужчины. Если бы был Соломонов суд, 90% отдано было бы мужчинам, потому что при делении обычно всегда женщина кричит: «это мое!».


- Наши мужчины - реликтовая порода. Это ископаемое сословие, люди, занесенные в Красную книгу. Берегите мужчин, дорогие женщины. Старайтесь их кормить. Все-таки мы существа простые, если не простейшие. Улыбайтесь нам, согревайте нас своей любовью. А мы отплатим вам взаимностью во сто крат. Действительно, мужчины  - хрупкие натуры. Они, как березка, могут переломиться, не дожив до 45 лет. 80% всех инсультов и инфарктов выпадают на долю мужчин. И не будем призывать царя Соломона, чтобы он свершал свой праведный и мудрый суд. Но давайте каждый искать в себе червоточину, дабы каждый был достоин и оправдал те дары милости Божьей, который Господь без различия пола, званий и состояния полагает в сердца каждого из нас, ибо во Христе несть ни мужеска, ни женска пола. Однако на земле есть своя иерархия. И каждый пусть сообразуется  со своим местом ему предназначенным.


- Батюшка, в чем различие между  набожными людьми и верующими?


- Как Вы знаете, совсем неверующих и нет вовсе. Вопрос в предмете веры и искренности убеждений. Когда мы говорим "верующий человек", то свидетельствуем о том, что он умом своим соглашается с истиной Откровения, он вверяет себя  Господу Иисусу Христу, исповедуя его Богом и человеком  в едином лице. Речь идет о христианах. А так верующих множество и в иные предметы. Набожность – это хорошее слово XIX столетия. Я думаю, что в слове «набожность», в этом понятии слышится нечто более глубокое. Набожность - нелицемерная преданность вере. Набожность характеризует внутренний мир человека. Не просто соглашающийся с истиной Откровения, но и молящийся человек. Тот, что следит за своими помыслами, чувствами. Тот, кто выверяет каждый свой шаг и слово по заповедям Божьим. Очень опасна ложная набожность, то есть лицемерие. На языке мед, под языком лед. Внешние признаки набожности иногда скрывают натуру мстительную, самолюбивую, отчего да сохранит нас Господь.


 


D_01-09-09_Эфир_о_Артемий






Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=1085