Святейший Патриарх Кирилл: «На Секирной горе было совершено великое беззаконие, которое пятном легло на историю нашего Отечества».

Дата 24/08/2009 0:00:12 | Раздел: Роспись храма - новости православного мира.


АРХАНГЕЛЬСК


21 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, посетил Свято-Вознесенский скит на горе Секирной, сообщает Пресс-служба Московской Патриархии.
Во времена Соловецкого лагеря особого назначения здесь располагался штрафной изолятор — печально знаменитая «Секирка». В неотапливаемом Вознесенском храме заключенных содержали зимой без верхней одежды, спать им приходилось на каменном полу. Лишь немногие узники «Секирки» оставались в живых после пыток. Здесь же, у подножия горы, расстреливали приговоренных к смертной казни.


Совершив молитву в Свято-Вознесенском храме, Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским словом к братии и паломникам.


«Именно здесь, на Секирной горе, было совершено, может быть, самое великое беззаконие, которое пятном легло на историю нашего Отечества, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Именно здесь с особой жестокостью истязались люди — холодом, голодом, непомерным трудом». По словам Его Святейшества, обессилевших узников привязывали к бревнам и сбрасывали еще живыми с Секирной горы, в результате чего люди погибали в страшных мучениях.


«Это не были преступники, это были русские люди, чаще всего православные , в том числе священнослужители и монахи», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. Именно поэтому здесь, на Секирной горе, «чувствуется особая атмосфера — с одной стороны, духовного подвига, с другой — бездны человеческих страданий».


В память о страданиях соловецких узников Святейший Патриарх Кирилл оставил в дар Свято-Вознесенскому скиту на горе Секирной икону Спасителя. «Молясь перед этим образом, поминайте всех тех, кто был умучен, кто подвергся страданиям, истязаниям, скорбям, — сказал, обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх. — Молитесь, чтобы ничто подобное никогда более не повторилось, но чтобы народ наш воспринял случившееся как великий урок для себя и понял, что за богоотступничеством следует кара — причем кара не только на небесах, но и здесь, на земле».


«Царствие Небесное и вечный покой всем тем, кто был здесь умучен, кто безвинно пострадал, — сказал в заключение Святейший Владыка. — Верим, что, предстоя Господу на небесах, они молятся и о стране нашем, и о народе нашем, и о всей Церкви нашей».


На смотровой площадке у Свято-Вознесенского храма состоялась краткая беседа Его Святейшества с журналистами.


Как рассказал сотрудникам СМИ Предстоятель Русской Православной Церкви, среди документов, хранящихся в Соловецком музее, есть свидетельства о пребывании в заключении на Соловках Василия Гундяева, родного деда Святейшего Патриарха.


Святейший Владыка сообщил, что ознакомился с музейной экспозицией, посвященной трагическим событиям в истории Русской Церкви. «Я обнаружил копию документа, свидетельствующую о том, что мой дед в течение тридцати дней находился здесь, на Секирной горе, в штрафном изоляторе», — рассказал Предстоятель.


Как уточнил Святейший Патриарх, Василий Гундяев был отправлен в изолятор за участие в тайных богослужениях, которые совершали в местных лесах священнослужители, находившиеся на Соловках.


«Редко кто возвращался с Секирной горы, но деда Господь помиловал, хотя наказание было очень страшное, — продолжил Святейший Патриарх. — Это Божие чудо, что дед остался жив».


«Поэтому для меня посещение этого святого места имеет очень большое личное значение», — подытожил Предстоятель Русской Церкви.


Во времена Соловецкого лагеря особого назначения в Свято-Вознесенском скиту располагался штрафной изолятор — печально знаменитая «Секирка». В неотапливаемом Вознесенском храме заключенных содержали зимой без верхней одежды, спать им приходилось на каменном полу. Лишь немногие узники «Секирки» оставались в живых после пыток. Здесь же, у подножия горы, расстреливали приговоренных к смертной казни.


Дед Святейшего Патриарха Кирилла Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века неоднократно подвергался тюремным заключениям и ссылкам. Вернувшись из заключения, в середине 50-х годов Василий Гундяев стал священником.





Эта статья взята с сайта Артель "Образ"
https://www.artel-obraz.ru

Адрес этой статьи:
https://www.artel-obraz.ru/modules/news/article.php?storyid=1000