Из истории развития иконостаса
Раздел : Иконостасы
Опубликовано Ciferton [10/12/2007]
Православная церковь всегда отличалась своей направленностью к социальной справедливости и равенству. Наряду с социальной справедливостью, православию не чужды красота и великолепие храмов, храмового убранства и таинственная, порой непонятная торжественность богослужений. Однако это не совсем так. Если внимательно прислушаться к течению службы, к внутреннему и внешнему оформлению храма, к его интерьеру, то можно заметить между ними тесную взаимосвязь, единую духовную направленность. Содержание богослужений, роспись стен, состав и размещение священных изображений имеют единую смысловую направленность - показать путь к спасению человеческой души.
Центральной частью внутреннего убранства и храмового интерьера, которая сразу бросается в глаза является иконостас – богато украшенная преграда, отделяющая храм от его алтарной части. Алтарь – святая святых любого храма. Алтарь – это место, где незримо присутствует Господь Вседержитель, место, где хранятся святые дары.
История возникновения иконостаса, причины его появления уходят вглубь веков к началу возникновения христианства. Археологических и библиографических материалов посвященных истории появления иконостаса собрано весьма мало. Так сложилось исторически. На протяжении ряда десятилетий никто не занимался этим направлением. Положение усугубилось ещё и тем, что за этот период безвозвратно была утеряна часть уже собранного материала.
Однако существующих материалов и сохранившихся храмов в Италии, Греции, на Кавказе достаточно для утверждения, что в древних храмах прежде существовала низкая предалтарная преграда в виде сплошной низенькой решетки. Через решетку молящиеся могли наблюдать весь процесс совершения таинств. Отдельные люди могли перешагнуть через решетку и принять непосредственное участие в богослужении, а иногда и оттаскать нерадивого служку за бороду. В последствии решетку подняли до уровня груди и стали делать более массивной, например из камня.
Преграды украшались скульптурными и живописными священными изображениями. В дальнейшем на преграды стали ставить изящные столбы-колонны, на которые помещали высокую балку (антаблемент). Передняя сторона балки так же украшалась резьбой и священными изображениями. На балку могли ставиться различные украшения, скульптуры, изображения святых, вазы с цветами и т. д. Такие преграды не мешали молящимся к свободному доступу в алтарную часть. Царские врата делались двухстворчатыми из легкой решетки и не могли служить препятствием. Но даже и они порой заменялись простой занавесью. Сама решетка выполняла роль подлокотного барьера, о который можно было опереться во время длительных богослужений и наблюдать за священными действиями (аналогия ограждения театральных лож).
Когда, в какой период истории появился сплошной высокий иконостас? Каковы причины их появления? В сохранившихся документах на этот счет нет единого мнения. Могу лишь высказать собственное мнение. Появление высоких сплошных иконостасов (предалтарных преград) вероятнее всего связано с необходимостью осуществления функций безопасности, защитой священнослужителей от внезапной угрозы.
На Руси это период по времени связан с набегами кочевников и затем татаро-монгольским нашествием. По всей видимости к этому же периоду относится и появление мощных заиконостасных стен. Причем результаты археологических изысканий подтверждают, что в древних храмах эти стены ставились значительно позже самого храма и возводились в несколько приемов со значительными перерывами во времени.
Возможно такая периодичность связана с вероятным появлением или ростом опасности для жизни священнослужителей и необходимостью защиты собранных в алтаре ценностей. В последующие периоды истории заиконостасные стены возводились одновременно с храмом. Здесь так же нет документального подтверждения, что появилось раньше иконостас или стена. Лишь косвенные признаки говорят о том, что прежде возводились стены, а затем на них вырастали иконостасы.

Так слово «тябло» в переводе с финно-угорского означает полка. А именно оттуда, с того угла началось движение иконостасов на Руси.
Тябло - полка, на которой ставились иконы. Боковой торец полочной доски обшивался другой резной доской.
В одном из древних документов описывается случай, когда икона Святой Троицы сошла из под верхнего «тябла» на землю. Таким образом можно утверждать , что полок «тябл» было несколько – более двух. Имеются описания и других чудес, когда святые лики неведомой силой перемещались по полкам.
Указанные полки или «тябла» в последствии дополнялись разделителями икон – вертикальными «тяблами» и были преобразованы в один из видов иконостаса – тябловый иконостас. Это название сохранилось и по сей день.

Завершая на этом исторический ракурс в историю появления иконостаса, перейдем к рассмотрению конструкции самого иконостаса. Причем основное внимание посвятим разбору иконографического содержания.

Таким образом завершая исторический ракурс, можно сказать, что на рубеже 18 и 19 веков окончательно сложился состав и порядок размещения священных изображений в иконостасе.
В этот период в Россию, во все сферы деятельности общества, активно проникает западный образ жизни, в том числе и в области искусства. Этот момент можно считать закатом русского иконографического содержания иконостасов. Духовное наполнение и развитие иконотворчества пошло на убыль.

Полный иконостас состоит из пяти ярусов или рядов. Однако рядов может быть и больше и меньше. Количество рядов зависит от соотношения размеров храма и иконостаса, а так же желания и материальных возможностей духовенства.
Если внимательно рассмотреть роспись стен древних храмов и сравнить ее с изображениями на иконах в рядах, то можно заметить полную аналогию в расположении сюжетов стеновой росписи со святыми изображениями икон. Различие лишь в большей наполняемости сюжетов стеновой росписи.
Каждому ярусу, в зависимости от общей тематики сюжетов изображений соответствует свое наименование.
Самый нижний ярус называется поместным или местным рядом. В центре ряда устраиваются царские врата. Неподалеку от них устраиваются две боковые или дьяконские двери называемые по их расположению северными и южными. Через северную дверь можно попасть в алтарную часть называемую жертвенник. Во время богослужения через северные двери из алтаря выходят дьяконы и другие служители церкви, а входят через южные двери. Но это не обязательно. Можно пользоваться одними дверьми. Таким образом, в ряде случаев южные двери дозволяется не устраивать. Диаконские двери олицетворяют вход в рай.

Существует несколько мнений относительно первенства возникновения рядов. Приведу лишь два из них получивших наиболее широкое распространение.
Первое: Раньше появились «верхние» ряды и затем они поднимались и к ним снизу подстраивались более поздние ряды. Здесь уместно заметить, что под верхними рядами надо понимать ряды стоящие выше местным рядом, выше бруса «космита».
На мой взгляд в этом подходе имеется своя логика. Например: имеются пророки – нате вам ряд. Появились апостолы – получите и вы свой ряд. И так далее. Если следовать этой логике , то последним появился местный ряд. Да это было бы так, если бы ряды иконостас возникли в ту эпоху, когда происходили события изображенные на иконах.
Другое мнение, что первым появился нижний ряд, так как в начале была предалтарная перегородка и она явилась прообразом местного ряда.
Оба мнения имеют место к существованию. Имеется и документация и сохранившиеся древние храмы подтверждающие оба утверждения. Однако истина лежит где-то посредине. Здесь необходимо заметить, что предалтарная перегородка долгое время была открытая и существовала в виде декоративной подлокотной решетки, не занятой иконами. При этом имеются ссылки на существовании верхних рядов. Прочие же иконы: храмовые, месточтимые и наиболее почитаемые устраивались в киотах либо (или) на стенах справа и слева от алтаря. Для меня более приемлемо последнее утверждение. Оно более привязано к реальной жизни.
Мое личное мнение, что иконостас, как самостоятельная единица интерьера возник никуда, из воздуха. Ярусы в разных храмах, в разных местностях возникали в разное время стихийно по мере происхождения в данной местности каких либо событий или чудес и соответствовали происшедшему событию. В последствии разрозненные ярусы сформировались в систему. Количество ярусов, их состав определялся духовной потребностью прихожан, а так же доходностью прихода и расторопностью священнослужителей.