Происхождение,развитие,внутренний смысл иконостаса.
Раздел : Иконостасы
Опубликовано Гусев [21/01/2008]
В архитектуре православного храма иконостасу принадлежит центральное место. Иконостас понимается как иконная декорация алтарной преграды, история которой развивается с IV века в памятниках христианской культуры и служит разъяснению таинства Евхаристии.
Древний алтарь храма в архитектурном отношении не составлял замкнутого пространства, наоборот, при всей неприступности своей для входа мирян, он вполне был открыт для созерцания. Сквозная преграда , таким образом, скорее, открывала алтарь во всем неприступном его величии, нежели закрывала его от взоров народа.
Обычно поднимать алтарь на несколько ступеней выше церковного помоста и украшать его иконописью и мозаикой свидетельствует о древнем происхождении открытых алтарей.
Древние алтарные преграды состояли из решеток, каменной перекладины, укрепленной на двух противоположных стенах; перекладину чаще всего поддерживали колонны, размещенные на одинаковом расстоянии одна от другой. Промежутки между ними внизу заграждались решетками, причем средний оставался свободным для прохода.
Алтарный помост за счет ступеней поднимался вверх; это возвышение носит название алтарной солеи.
Употребление завес, очевидно, древнее самих предалтарных преград. Они упоминаются в «Беседах на Послание к Евреям» святого Иоанна Златауста : «Когда видишь отъемлемые завесы, во вратах алтаря висящие, тогда помышляй, что разверзаются горние небеса и исходят Ангелы».Завесы алтарные именовались, по учению отцов Церкви, горнею дверью, внутрь сущею, в противоположность царским вратам, именовавшимися дольными, внешними дверями. Завесы в царских вратах древнейших базиликальных храмов с полокотной преградой достигали только вершины дверей, а не спускались в уровень с ними подобно современным завесам, поэтому и получили название горних, или верхних. Если же в алтарной преграде не существовало дверей, то были одни лишь отверстия с завесой.
Древнейшие из царских врат русских церквей украшались резьбой на липе тончайшей работы. Византийская орнаментика сливалась здесь в красивый рисунок трав.
Иконостас в архитектуре православного русского храма функционально представляет собой высокую стену, отделяющую алтарь от средней части храма и уставленную иконами в несколько ярусов.
Ни древние византийские храмы, ни русские (по крайней мере до XIV века) не имели сплошных многоярусных иконостасов, а довольствовались одними только предалтарными преградами, которые не скрывали алтаря от взоров молящихся. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в древних базиликах Италии, в храмах Греции и Кавказа, а также письменные свидетельства Евсевия Кесарийского, Павла Силенциария, Анастасия-библиотекаря, русских летописцев и графические изображения на предалтарных или заиконостасных столбах, главное место среди которых принадлежит образу Благовещения: он сохранился в киевской Софии (мозаика XI века) , в церкви святителя Николая на Липне близ Новгорода и в других храмах.
Известно, что алтарная преграда в форме невысокой решетки или сплошных перил занимала место в промежутках между предалтарными столбами и северной и южной стенами храма.
С древних времен в алтарных преградах устраивались также створчатые царские двери, которые иногда заменялись простыми завесами. Алтарные преграды, как правило, украшали священными живописными и скульптурными изображениями вверху на антаблементе, внизу на полокотной стенке или на базисах и капителях колонн, украшавших остов преграды.

Источник: Православный иконостас.Происхождение,виды,духовный смысл./Авт.-сост.
Т.И. Шевцова.