Артель художников - иконописцев

 

Главная

Услуги артели

2.gif Галерея работ

2.gif Библиотека

2.gif Новости православия

2.gif Реквизиты

 

Роспись храма - новости православного мира. : Прот.Серафим Ган, прот.Виктор Потапов и прот.Дмитрий Смирнов
в 18/07/2008 10:23:46 (1172 прочтений)


Евгений Никифоров: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сегодня у нас в гостях протоиерей Серафим Ган, секретарь почившего владыки митрополита Лавра, предстоятеля Русской Зарубежной Церкви, протоиерей Виктор Потапов, настоятель собора

Иоанна Предтечи в Вашингтоне, и как всегда хозяин этого часа протоиерей Дмитрий Смирнов. Здравствуйте, батюшки.


О. Дмитрий: Ну, хозяин, звучит как-то резко.


Евгений Никифоров: Это Ваша воскресная программа, поэтому мы все у Вас в гостях. Сегодня мы будем говорить о Соборе, о первых впечатлениях, потому что это первый объединяющий Собор, на котором присутствовали епископы и клирики Русской Зарубежной Церкви. Я с радостью предоставляю слово нашему давнишнему другу о. Виктору Потапову. Он прекрасно знает нашу радиостанцию, много раз выступал и получал звонки прямо из Вашингтона от своих замечательных прихожан, которые являются нашими слушателями. Мы им очень признательны за то, что они нас слушают, и сегодня они тоже могут звонить. Все, кто бодрствует, кто в Америке не спит, просим звонить прямо сейчас к нам в Москву. У нас уже есть звонок, здравствуйте.


- Здравствуйте, вопрос о.Дмитрию, раб Божий Алексей, Тверская область. Я бы хотел услышать от Вас нравственную оценку такому на сегодняшний день популярному явлению у нас как игра на бирже, фондовый рынок, с учетом популяризации биржевых спекуляций.


О.Дмитрий: Я Ваш вопрос понял. Я являюсь абсолютным профаном в этом вопросе. С точки зрения пользы и вреда для души, всякая игра – вещь весьма опасная. Тут эту опасность можно помножить на то, что это игра в деньги и на деньги, т.е. этим самым азарт увеличивается. Сама цель без работы с помощью игры приобрести деньги – это сродни игре в карты, казино. В этом смысле это вещь, несмотря на то, что она распространена и многих людей восхищает, на мой взгляд, для души не полезна.


Но у нас сегодня тема совершенно другая.


Евгений Никифоров: Да, тема наша – Собор и Русская Зарубежная Церковь. Я хотел бы задать первый вопрос о.Серафиму. Для нас очень важно было бы знать, какой был в жизни почивший владыка Лавр.


О. Серафим: Когда я учился в семинарии, нам постоянно монахи при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле говорили, когда возникали скорби: «Смиряйся, брат. Не волнуйся, смиряйся».  Владыка Лавр меня научил тому, что такое смирение. Я не говорю, что я смиренен, я говорю, что благодаря его примеру, я понял, что такое смирение. Смирение – по-русски это состояние примиренности, когда человек примирился с волей Божьей, отдался ей полностью, радостно, не ограниченно, как бы говорит: «Делай со мной, Господи, что ты хочешь». И в результате человек все принимает как дар Божий, и доброе и страшное, примиряется со всеми обстоятельствами собственной жизни, все воспринимает как дар, все принимает как бы от доброй любящей десницы Божьей, которая его направляет ко благу. Человек смиренный не только считает себя грешником, но он чувствует себя посланником. Господь часто посылает нас, грешников, туда, где темно, чтобы быть светом, где радости никакой нет, чтобы принести радость, чтобы научить людей радоваться о Господе, где веры нет, чтобы принести эту уверенность веры. Владыка Лавр был таким, он не только глубоко верил в Бога, но он доверял Богу до конца, без предела, без оглядки. Он все воспринимал как дар Божий. Служа при нем, я начал понимать, что все имеет значение, все имеет смысл, и радости и скорби, никогда не  следует унывать, потому что все от Господа. И так он все воспринимал. Он был насквозь монахом, весьма церковным человеком, до мозга костей. Мне часто, как его секретарю, приходилось приезжать в монастырь, ведь я служил и до сих пор служу при архиерейском Синоде в Нью-Йорке. А владыка Лавр предпочитал проводить время в монастыре, он оттуда управлял церковью. Я сидел в его канцелярии, помогал ему, работал в его канцелярии при Архиерейском Синоде. В связи с этим приходилось часто бывать в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Я старался, по мере сил, совершать богослужения, когда я приезжал туда. Представьте себе, там братская полуночница начинается в 5 утра, служащий священник приходит часа в 3 утра, чтобы помянуть всех на проскомидии. Владыка Лавр еще задолго до начала полуночницы приходил, где-то в половине пятого, до того, как приходили монашествующие, помогал зажигать лампадки, проходил в алтарь, просил помолиться за такого-то, вот сегодня день рукоположения такого-то, или день свадьбы таких-то, или кто-то заболел, вот помяни, помолись. Сам просил святых молитв во время проскомидии о людях живых и усопших. Владыка Лавр жил жизнью церкви. Я помню, в прошлом году, уже после подписания Акта, мы совершали богослужение на Бутовском полигоне. Владыка Ларв освящал левый предел верхнего храма. После этого, как мне сказали, нас должен был принять Владимир Владимирович Путин, а потом вдруг планы изменились, и мне было сказано передать владыке, что эта встреча состоится не после литургии, а в шесть часов вечера в Грановитой палате в Кремле. И первый вопрос со стороны владыки Лавра был следующий: «А как насчет всенощной?» Представляете, Президент России приглашает в Грановитую палату на прием в честь восстановления единства внутри Русской поместной православной церкви, а владыка Лавр спрашивает о всенощной, потому что он как монах, зная, что он будет служить на следующее утро, не хотел пропускать всенощную. Вот таким был владыка Лавр. После того, как я ему сообщил о том, что у нас вечером состоится встреча с Президентом Владимиром Владимировичем, я ему обещал: «Владыка, давайте после ужина  совершим вечерню в номере, в Даниловской  гостинице, а утром в Успенском Соборе по обычаю совершается утреня перед встречей Святейшего Патриарха, Вы сможете спокойно помолиться», тогда он успокоился. Но первый его вопрос был о всенощной. Т.е. его больше интересовала молитва, богослужение, церковная жизнь, чем что-либо другое.


Евгений Никифоров: Это приятно слышать, какой чудный образец православного отношения к жизни Вы нам сейчас рассказали. Нашу церковь часто упрекают в сервилизме перед государством, перед властью, такие расхожие стереотипы в обществе, хотя я, честно говоря, не согласен с этим. В связи с этим хочу спросить у Вас, отец Виктор. Воссоединение, архиереи приехали на Собор, впервые равноправное участие в Соборе. Вы не член Собора, т.к. не архиерей, но участвовали в его жизни,  все видели своими очами. Почувствовали ли Вы какую либо разительную разницу, режущую глаз, слух, сердце,  или это было в основном что-то родное и привычное?


О.Виктор: Меня очень приятно удивило общение архиереев между собой, они действительно общались как братья. И наши архиереи не сидели отдельно, они сидели среди других архиереев, общались с ними наравне, владыка Марк даже председательствовал в одной группе, вел дискуссию. Это было очень приятно наблюдать. Когда Патриарх выступал, когда Собор завершился, он поблагодарил всех за братское общение. Я видел, как архиереи друг друга полюбили как братья. Наши архиереи были приняты с распростертыми объятиями. Я как заинтересованный наблюдатель со стороны видел это своими глазами.


Я хотел добавить к тому, что о.Серафим говорил о владыке Лавре. Как известно, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Владыка Лавр был не красноречив, он не умел особенно выступать и убеждать, но он своим смиренным примером людей располагал. Особенно нас это убедило тогда, когда владыка скончался.  Я помню, мы смотрели, как сразу же у Патриарха взяли интервью на телевидении, мы видели, как Святейший был до глубины души потрясен кончиной владыки Лавра, как это его взволновало, почти слезы появились у него на глазах, когда он говорил о владыке Лавре, он так его полюбил. Когда владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский  приехал в Джорданвилль и возглавил отпевание, он такое трогательное слово сказал. При встрече с ним я спросил: «Владыка, Вы говорили, как будто Вы его знали 40 лет». И владыка ответил, что у него самого было впечатление, что он его всю жизнь знаю, и полюбил как родного брата. Вот так владыка Лавр умел располагать людей к себе. В каком-то смысле, мы, зарубежники, нашего дорогого владыку Лавра узнали больше, глубже благодаря Вам, россиянам, потому что писали очень трогательные некрологи, посвященные владыке Лавру. И мы его еще больше ценили, потому что владыка Лавр имел мужество и церковное мышление, видение понимать, что нельзя нам жить раздельно, мы должны стремиться к единству. Когда владыку Лавра избрали,   он вскоре посетил Сиэтл и на каком-то пастырском съезде прямым текстом сказал, что мы должны работать на единство, стремиться к единству с Московской патриархией. Я когда это услышал, был потрясен до глубины души и, конечно, возрадовался зело. И владыка неуклонно, несмотря на все препятствия, шел по этому пути. И вот произошло единение благодаря владыке Лавру и Святейшему Патриарху, конечно, Владимир Владимирович Путин помог, потому что, я думаю, это единство с обеих сторон было желаемо, и все к этому хотели идти, но вот Владимир Владимирович все-таки явился тем связующим звеном, который нам помог встретиться и, наконец, добиться этого единства. Владыку Лавра мы всегда будем помнить как того человека, того иерарха, который сделал возможным братское общение на Архиерейском Соборе в Москве в 2008 году.


Евгений Никифоров: Отец Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях. Неделю общались на Соборе, было ли ощущение разностильности?


О.Дмитрий: Так случилось, что я в самый разгар событий приболел, но все равно мне удалось малую толику этой атмосферы впитать, на мой взгляд, все было абсолютно естественно. То ли наши архиерейские облачения обобщают этот сонм, то ли потому, что все блестяще говорят по-русски, но никакой разностильности не было. Этому процессу еще помогает, как это не покажется странным, присутствие архиереев с Украины, потому что это действительно абсолютно автономная церковь, там появляются архиереи, которых мы ранее в лицо не знали. Стоит перед тобой архиерей, если ты знаком, то ты понимаешь, что это владыка с Украины, а может быть, это из Зарубежной Церкви, потому что в лицо пока всех еще не знаем. Поэтому все было очень органично, у меня никаких не было внутренних препятствий, наоборот, мне кажется, что Собор в укреплении единства, которое осуществилось церковно-юридически, стал серьезным крупным шагом укрепления единства в личном плане для каждого участника. Долгожданное объединение совершилось, три великих человека нашего времени – Патриарх, владыка Ларв и Президент - совершили это. Я бы сказал, что если бы Путин больше ничего не сделал, но его участие в объединении церквей навсегда останется в истории Церкви. Действительно, его роль, как сказал отец Виктор, очень важна и существенна. Собор закрепляет единение и дает возможность почувствовать, что это могло быть и раньше, что на сколько в людях догматизация каких-то явлений становится подавляющим стереотипом в нашем церковном поведении.


Евгений Никифоров: Единство Церкви – это самая главная тема Собора.


О.Дмитрий: Любви-то не бывает без единства.


Евгений Никифоров: Вот я бы и хотел, батюшки, чтобы Вы об этом сказали, что такое единства в церкви, в чем его суть.


О.Серафим: В Пасхальном каноне есть такое выражение «всеродный Адам». А что это такое? Всеродный Адам – это все человечество во Христе, когда все человечество во Христе становится единородным сыном Божьим. Я думаю, мы этого достигаем в любви и единстве церковном. Как клирик Зарубежной Церкви я хотел бы сказать, что, видя это, это меня сильно обрадовало, потому что нас воспитывали в таком духе (по крайней мере, когда я был малышом), мои духовные наставники, мои родителя и другие говорили, что цель русской иммиграции двоякая. С одной стороны, в годы Советской власти мы были призваны к тому, чтобы сохранить и созидать Зарубежную Русь, преумножать то великое наследие, которое нам передали наши предки и которого были лишены люди на Родине, которая в то время, к сожалению, находилась в плену у безбожников. А во-вторых, нам говорили, что мы сохраняем для того, чтобы послужить Русской Православной Церкви, России, т.е. мы сохраняем веру, язык, культуру, ту великую русскую культуру, которая пропитана духовностью и святостью православия, именно святорусского православия. Наблюдая за работой Собора, я просто радовался, что эта цель осуществляется, что русский народ (по крайней мере, в русской православной церкви) становится этим всеродным Адамом, становится единородным сыном Божьим, объединяясь во Христе и как бы друг со другом, через Христа и во Христе. Мое сердце преисполнялось радостью, что это совершается. Это не означает, что наша миссия Русской Зарубежной Церкви закончена. Да, акт подписан, мы вместе, мы служим, мы молимся, мы объединяемся во Христе, но мы должны всячески развивать и укреплять это единство для того, чтобы укрепить народ, укрепить Православие, и чтобы, в конце концов, Россия сказала свое великое: «Вонмем!» всему миру, и чтобы на это «Вонмем!» весь мир откликнулся. Потому что, как нам всегда говорили, как нас всегда учили, многое в этом мире зависит от того, что будет в России.


Евгений Никифоров: О.Виктор, мы живем в секулярном мире. После 70 лет безбожия в России наш народ изуродован так, что человеку из-за рубежа и представить трудно. Когда же читаешь Шмелева, то видишь гармоничный полноценный православный мир. И миряне, и священство, и клир иногда со своими немощами, недостатками, но это очень красивый драгоценный организм. Конечно же, этого прекрасного народного тела сейчас нет. Но и русская эмиграция в течение 70 лет жила  в протестантском американском мире. Как  удавалось сохранять духовное состояние русского православного человека там? Для нас это крайне важно, потому что мы же сейчас должны заново крестить наш народ.


О.Виктор: Я могу сказать, что единственное, что нас спасает, это церковь, воцерковление жизни. Я не хочу сказать, что все люди в русской диаспоре воцерковлены, нет, но просто лично я могу сказать, что исключительно церковь нас спасла. Если мы с о.Серафимом мало-мальски говорим по-русски, это потому, что церковь нам внушила это, мы учились в церковных школах, в семьях мы говорили, мы жили общиной. Эта община учила, внушала нам важность всего русского. Мы никогда не забывали слова Ивана Александровича Ильина. Я не могу их все сейчас припомнить, но он призывал не забывать, что ты представляешь Россию на чужбине. И мы всегда чувствовали, что не мы лично, но наша церковь представляет ценности перед западным миром, необходимо их достойно представлять, не смотря на все наши немощи. С детства нас приучали, внушали нам, что наша Русская Зарубежная церковь - неотъемлемая часть великой Русской Церкви, и наступит время, когда нам нужно объединяться. Мы сегодня в неделю Всех святых в земле Российской просиявших празднуем 1020-летие со дня крещения Руси. Я был здесь ровно 20 лет назад, в 1988 году, но тогда не в качестве священнослужителя Русской Зарубежной церкви, каким я был, но я был тогда в качестве корреспондента «Голоса Америки». Двадцать лет прошло, и сегодня в храме Христа Спасителя я стоял и просто поражался, хотя уже давным-давно надо перестать поражаться, сколько произошло за эти 20 лет. Тогда было не опасно, но не желательно встречаться, а теперь мы молимся вместе. Мы все в Зарубежье, отец Серафим не даст мне соврать, чувствовали противоестественность этого положения. Вы спрашивали о единстве. По определению апостола Павла, церковь – это тело Христово, и когда болеет одна часть этого тела, страдает все тело. Если неслаженно работает один орган, это вызывает болезни. Мы были в болезненном состоянии, сейчас мы выздоравливаем. Поверьте мне, дорогие, единственное, что может спасти Россию, спасти Вашу душу - это жизнь в церкви, вне церкви нет христианства, как некогда очень хорошо сказал священномученик Илларион Троицкий.


Евгений Никифоров: Спасибо большое, отец Виктор, у нас есть вопрос, пожалуйста, мы Вас слушаем.


- Здравствуйте, я бы хотела обратиться к о. Виктору Потапову. Мое имя Ирина Бривинг, я приняла крещение 1987 году, мне было тогда почти 50 лет, среди моих знакомых не было ни одного верующего человека, тем более не было никакого окормления. Я тогда слушала «Голос Америки», но в Москве невозможно было слушать, потому что приемники глушили, и я специально ездила на Ваши передачи загород, чтобы там, на даче по старенькому приемничку послушать Вашу передачу. И Вы практически были единственным человеком, с которым я  как бы общалась. Я один раз даже написала Вам письмо и в ответ получила большой-большой пакет с литературой. Я чрезвычайно Вам благодарна, я очень волнуюсь, что разговариваю с Вами напрямую, я хотела Вам передать поклон, благодарность и хотела спросить, как Вы себя чувствуете.


О.Виктор: Очень хорошо. Спасибо Вам, Ирина, я очень тронут Вашими словами и очень рад, что сыграл хоть какую-то маленькую роль в Вашем духовном становлении. Спаси, Господи!


Евгений Никифоров: Вы знаете, о.Виктор, у нас действительно в этой маленькой в 32-метровой комнатке умещается все всемирное православное радиовещание, потому что финансирования у нас внешнего никакого нет, ни правительственного, ни не правительственного, никакого, вот что принесут наши радиослушатели, то и есть. Мы живем скудненько, но вот 18 лет выживаем здесь. И главная наша награда, когда нам говорят такие же слова, которые Ирина сказала Вам. То, что люди слушают, если мы кому-то оказались полезными – это, я считаю, самое важное наше сокровище.


О.Виктор: Я когда вернусь в Вашингтон, я уверен, целая группа моих прихожан скажет, что они нас слушали по радио «Радонеж». У нас тоже Вас слушают.


Евгений Никифоров: О.Дмитрий, Вас тоже слушают.


О.Дмитрий: Дай Бог, для этого мы и трудимся.


Евгений Никифоров: Все 18 лет, с самого начала нашего вещания о.Дмитрий у нашего микрофона. В связи с этим, батюшка, Ваши впечатления о Соборе, о понимании единства. В единстве сила, мы говорим. Единство – это понятие очень общее, очень отвлеченное. Что такое церковное единство для Вас? Раскольников-то ныне тьму, и сейчас есть силы, которые пытаются расколоть церковь. На Украине, например.


О.Дмитрий: На самом деле раскол, хотя это явление болезненное, но с другой стороны, мы прекрасно знаем, вот рождается младенец, обычно это происходит в роддоме. Что происходит? Заводят медицинскую карту. Человек призван к болезни так, как и к спасению. Поэтому раскол для нашего греховного состояния человечества – это вещь при всей печальности, абсолютно закономерное явление. Слава Богу за все! Любой раскол выявляет проблемы, выявляет болезненное состояние некоторых людей, которые в этом участвуют, выявляет те проблемы, на которые иерархии нужно обратить внимание и т.д. Это вещь неизбежная происходит в церкви с первого века. Господь нам это показал, судьба апостола Иуды, который и ходил вместе с братией, проповедовал, исцелял больных, но споткнулся на денежках. Вот такая трагичная, болезненная вещь с ним произошла. Это продолжается и будет продолжаться. Это неизбежно. В этом аспекте наше объединение – это вещь колоссальной значимости. В том мире, который весь делится, уже и в Европе и у нас разваливается семья, т.е. Триипостасное Единство человеческого существа, задуманного Богом по своему образу, разваливается. В России 40% детей рождается вне семьи. Кошмар! И вдруг именно только русская православная церковь находит духовные силы, чтобы преодолеть немощи, разное воспитание, разное образование, разные континенты, разную пропаганду. Я сам три раза был в Америке, еду по шоссе, написано: «Холодная война не кончилась!» Понимаете, это же внушается американцам. И вдруг, несмотря на огромные усилия, потраченные разными силами, в том числе политическими, чтоб это не состоялось, вот эти два корабля на разных континентах соединяются вместе вопреки всему. Это показывает огромную духовную силу русского православия. Я совсем не националист, но, тем не менее, это осуществилось. Значит, православный запад сохранил в себе эту благодать. И в русском православии она тоже есть. И вот она неизбежно соединяется, потому что любовь людей объединяет. Действительно, наше разъединение было абсурдом, который проявлялся и в практической жизни. Взять хотя бы наши отношения с о.Виктором. Мы несколько раз до этого за много лет разделяли вместе трапезу и в Америке, и у меня на приходе. Сидим вместе, два русских попа, вот наши жены, вот наши друзья, некоторые наши прихожане являются прихожанами и того храма и этого. Мирянину можно причащаться, двум священникам почему-то нельзя. Это просто не укладывается в голове.


О.Виктор: Это болезненное явление было.


О.Дмитрий: Нельзя даже в церковном правовом поле найти этому обоснование, его нет. Наше объединение – это событие огромного духовного значения и  исторически миссионерски-просветительского. Это пример для всех раскольников. Вот видите, какая красота. «Что есть добро и красно, еже жити братьям вкупе». Вот оно явлено, это есть осуществление Евангелия. Мы привыкли, что Евангелие обращено к каждому человеку. Да, ты должен спастись. Но вот огромные массы людей,  и оказывается и для них это возможно. Мы низко кланяемся тем, кто технически все это организовывал. И для миллионов людей это огромная радость, это самое главное. А Собор все это выявляет, реализует в историческом пространстве, все это радостно.


О.Виктор: Вспоминая владыку Лавра и тему единства церкви, уже многие слышали, но думаю, можно и повторить, Господь дал нам знак, когда призвал владыку Лавра в вечные обители в день торжества Православия, и 40-ой день кончины совпал с Великим Четвергом, когда Господь молился в Гефсиманском саду о единстве. Это уже потрясающие знамения о том, что мы действительно должны стремиться к единству в теле Христовом.


Евгений Никифоров: Особенно впечатляло это в связи со страхами, которые у нас перед Собором присутствовали по поводу украинской автокефалии. И вот такое удивительно проявленное единство, когда даже ни шороха, ни ветерка, а едиными устами глаголали архиереи Зарубежной церкви, русской и украинской церкви. И как-то в голову никому не приходило какими-то заниматься разделениями.


О.Виктор: Нынешний митрополит Иларион украинец. А владыка Лавр карпатороссом был. Они верили, что нет ни мужеского пола, ни женского, нет иудея, ни эллина, все мы едины во Христе. Самое главное единство во Христе.


О.Дмитрий: Да, не административное, конечно же. Ответим на звонок.


- С праздником. Я хотела бы обратиться к секретарю владыки Лавра и к о.Виктору. Если можно, немного биографии владыки. Спаси Господь.


О.Серафим: Владыка Лавр родился 1 января 1928 года, он принял святое крещение в небольшом городке Словакии Владомирово. В этом городе был монастырь, в котором подвизались члены типографского братства при Почаевской Лавре. Настоятелем этого типографского братства был отец архимандрит Виталий Максименко, от рук которого владыка Лавр принял Святое крещение, а также и монашеский постриг. О.Виталий Максименко был членом Союза Русского народа. Он устраивал крестьянские банки в Малороссии. Некоторые говорили, что если бы до революции было бы 10 таких архиереев русской православной церкви как архимандрит Виталий Максименко, то не было бы революции. Он очень многое сделал для русских православных верующих в то время в Малороссии. После революции его братство оказалось в Словакии, где родился владыка Лавр. Этот человек для владыки Лавра был самым настоящим аввой. Мы только что говорили о положении вещей в церковной жизни Украины. Владыка Лавр был весьма скромным человеком, смиренным. Он вернулся в Почаев в прошлом году после подписания акта. Сначала он посетил Курск, откуда явилась Курская Коренная икона, которая в нашей  Русской зарубежной церкви считается одигитрией, т.е. путеводительницей нашей. А затем направился в Почаев с нашей небольшой делегацией. И там на Троицу он совершил богослужение. Он надел крест о.Виталия, который ему был преподнесен от Союза Русского народа, и панагию митрополита Антония Храповицкого, который построил и совершил освящение Троицкого Собора Почаевской Лавры. Меня довольно часто спрашивают, как владыка Лавр был настроен в начале переговорного процесса, как он относился к единству церкви, как он к этому приступил. Если Вы помните, президент Владимир Владимирович приезжал в Нью-Йорк в сентябре 2003 года и передал приглашение от Святейшего Патриарха посетить Россию. Владыка Лавр, посовещавшись с постоянными членами Архиерейского Синода, принял это приглашение с благодарностью. У нас многие говорят, что с этого начался процесс, который привел нас к единству. Но на самом деле, я считаю, что это не так. Ведь этот процесс, скажем так, со стороны владыки Лавра начался давно. Владыка Лавр работал при Свято-Троицком монастыре, а это то же самое словацкое братство, которое после Второй мировой войны оказалось в Джорданвилле, в Нью-Йорке, и возобновило работу Почаевского типографского братства. Это братство печатало книги, духовную литературу и богослужебные книги, книги духовно-нравственного содержания, очень много книг из святоотеческого наследия. Я помню, о.Виктор тоже, наверное, участвовал в этом деле, когда я был семинаристом, владыка Лавр поручал мне вступать в переписку с духовенством в России, с русскими православными верующими, сам он поддерживал переписку. Он поручал нам, молодым людям, которые работали на книжном складе и в книжном магазине и типографии, посылать литературу (епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Брянчанинова и других отцов и учителей церкви, их творения, а также и другую духовную литературу) в Россию. При этом мы поддерживали с людьми переписку. Владыка Лавр жил тем, как я уже говорил раньше, чтобы послужить России, послужить ее возрождению, послужить возрождению духовности и церковности в русском народе. Он также заботился о том, чтобы среди нашей  молодежи на чужбине сохранялся русский язык, сохранялась вера, культура, именно для того, чтобы послужить этому возрождению. И когда начались положительные процессы в жизни Русской Православной церкви, в духовной жизни нашего народа, то мы еще более усилили свои труды по просвещению народа и духовной поддержке людей, которые просто жаждали духовного просвещения. В настоящее время книг весьма много, издательств много, у нас есть еще и радио «Радонеж», так что русская православная церковь, находясь ныне на свободе, осуществляет свободно свое спасительное служение. А в то время, когда это было невозможно, владыка Лавр всячески старался и заботился об этом, и нас воспитывал в таком духе, чтобы мы этим занимались. Простите, я немного отвлекся от биографии, но в этом вся суть его деятельности, его служения. Он любил Россию, любил русскую православную церковь, любил святых новомученников и исповедников российских. И он всячески заботился о том, чтобы говорить правду о них на Западе, и чтобы здесь это слово слышали. Он заботился о том, чтобы все знали о страданиях русской православной церкви. Он жил тем, что когда-то его труды принесут соответствующие плоды. И меня лично очень радует то, что владыка Лавр дожил до объединения. Вы, наверное, помните такого отца протоиерея Романа Лукьянова из Бостона, который мечтал об этом единстве, он об этом писал, он об этом говорил во всеуслышание, но он, как Моисей, не дошел до земли обетованной. Меня радует то, что владыка Лавр работал в этом направлении очень много лет, он за это ратовал, и он этого достиг, и он это совершил с Божьей помощью совместно со Святейшим Патриархом Алексием. Я лично очень за него радуюсь как человек, который был рядом с ним. Он много претерпел в связи с этим, как Вы понимаете, много было всякого рода препятствий, много было искушений. А всегда бывают препятствия во всяком добром деле. Но, тем не менее, Владыка Лавр, как я уже говорил, верил в Бога, как Господь говорит: «Веруйте в Бога, и в меня веруйте!» Т.е. веруйте, доверяйте мне, и он доверял Богу. Он верил в Бога, доверял Богу, он знал, что это Божья воля. Он всячески подвязался, чтобы волю Божью осуществить.


- Здравствуйте, раба Божья Людмила. Батюшки, обращаюсь к Вам. Скажите, пожалуйста, насколько в Америке ваши православные христиане почитают наших русских православных святых. Какие самые любимые святые, которым молитесь на молебнах? Как будет осуществляться в перспективе сближение нас православных в Америке и в России? Сколько много желающих приехать к нам в Россию, сблизиться с нами, пообщаться, пожить с нами в наших семьях, как можно подольше и чаще бывать в России? Спаси, Господи.


Евгений Никифоров: Я попрошу кратко ответить на этот вопрос, о нашем единстве, что будет в дальнейшем.


О.Виктор: Я в частности приехал в Россию в новом качестве. Я исполнительный директор Попечительства о нуждах Русской Зарубежной церкви. Одна из главных наших программ – это укрепить единство русского православия и сохранить нашу русскую молодежь на Западе в русской духовной традиции. Наш совет попечителей считает, что одним из самых эффективных способов это сделать будет обеспечить нашей молодежи возможность приехать в Россию и увидеть своими глазами, что здесь происходит, пообщаться со своими сверстниками, участвовать в экспедициях, миссионерских поездках, в археологических экспедициях и т.д. Я убежден на примере собственных детей, что общение с исторической Родиной отцов, дедушек и бабушек – это самый лучший способ убедить их, что есть смысл сохранить свою русскость, тем более жить своей православной верой. Мы очень этим озабочены, надеемся получить моральную и даже финансовую поддержку со стороны русских здесь. Я встречался со многими государственными мужами, общественными деятелями и убедился, что эта идея резонирует здесь в России, они тоже понимают эту идею. Я им говорю, считайте каждый наш приход посольством, представительством России на Западе. Что касается русских святых, то в наших и русскоговорящих храмах и англоязычных мы почитаем всех русских святых, почитаем преподобного Серафима Саровского, новомученников российских, всех тех святых, которых почитают здесь в России.


Евгений Никифоров: О.Виктор, может быть, Вы назовете координаты для тех, кто хотел бы поучаствовать в работе Вашего фонда.


О.Виктор: Вы можете мне писать по электронной почте vpotapov@comcast.net


Мы надеемся, что Попечительство в скором времени создаст свой вебсайт, будем издавать бюллетень, будем приезжать. Я надеюсь, что средства массовой информации позволят нам выступать, рассказывать, но нам нужно теперь действительно сотрудничать.


Евгений Никифоров: Давайте договоримся, о.Виктор, что пока у Вас нет своего сайта, мы поставим информацию и возможные электронные адреса к нам на сайт www.radonezh.ru. Заходите, пожалуйста, мы поставим все ссылки, чтобы люди могли с Вами связаться.


О.Виктор: Спаси, Господи.


Евгений Никифоров: О.Дмитрий, как Вы собираетесь дальше продолжать общение с Зарубежной церковью?


О.Дмитрий: У меня столько всяких задач, я всегда действую практически. Я шел сегодня на свою обычную передачу ответов на вопросы, вхожу, и вдруг вижу о.Виктора! Я думаю, все как-то чудесным образом к общей радости устроится.


На этом наша передача закончена, я от Вашего имени, дорогие радиослушатели, благодарю о.Виктора и о.Серафима. И сам очень рад н



Другие новости
14/01/2020 2:50:00 - Самый большой кубанский храм распишут лучшие российские художники Ивановские мастера артели"Образ".В самом большом храме города Краснодара и всей Кубани, храме Вознесения Господня, приступили к долгожданной росписи.
14/01/2020 2:40:00 - Ивановские мастера артели"Образ" расписывают храм Вознесения Господня в Краснодаре.
19/04/2018 23:12:48 - СТАРТУЕТ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ «СЕМЬЯ И БУДУЩЕЕ РОССИИ»-2018
19/04/2018 23:11:04 - В ВАРШАВЕ ПРОШЕЛ ХРИСТИАНСКИЙ «МАРШ ПРОТИВ АБОРТОВ»
19/04/2018 23:09:38 - В ПАРИЖЕ НАЧАЛА РАБОТУ ВЫСТАВКА «НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ ЦЕРКВИ РУССКОЙ»
19/04/2018 23:07:55 - ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПОСЕТИЛ ПАСХАЛЬНЫЙ ПРИЕМ В МИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ
19/04/2018 23:05:54 - В ЯРОСЛАВЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «НЕПОБЕДИМЫЙ АДМИРАЛ: СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ВОИН ФЕОДОР УШАКОВ»
04/04/2018 23:26:02 - В Москве пройдет Музыкальный Пасхальный фестиваль «Светлое Воскресение»
04/04/2018 23:24:34 - Патриарх Кирилл совершил панихиду по жертвам трагедии в Кемерове
04/04/2018 23:22:38 - Кемеровская епархия провела памятную встречу «С молитвой в сердце»


 

Copyright © 2007-2019 by www.artel-obraz.ru | e-mail: gusevsergej@yandex.ru | телефон: +7 (910) 668-40-72